ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА И ПОВЫШЕНИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Авторы

  • Рахматов Нуриддин Негкадамович

Ключевые слова:

образование, воспитание, социология образования, социология труда, трудовые отношения, преподаватель, педагог, производительность труда преподавателя, реформы образовательной системы

Аннотация

В данной статье рассмотрены и проанализированы теоретические и социологические основы трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава и повышения его эффективности. В статье систематически рассматривается роль и место учителей и педагогов в воспитании, образовании и развитии человека, в контексте исторического развития человеческого общества. При этом анализируются, начиная с греческих философов, составлявших и преподававших в них первые академии в VI-IV веках до нашей эры, передовые идеи ученых и мыслителей средневековой эпохи об образовании, а также мнения великих просветителей, ученых джадидов, нового времени о реформах образования джадидов. Также были рассмотрены мнения ученых-педагогов и социологов, сформировавшихся в Европе, США и России, о факторах, влияющих на основную роль и эффективность труда учителя, а также подходы к социологии образования, проблемы образования в Узбекистане, проводимые учеными, изучающими отношения преподавателей и студентов в учебно-воспитательном процессе. 

Библиографические ссылки

Маҳмудов Т. «Авесто» ҳақида. – Тошкент: Шарқ НМБК, 2000. – 63 б.

Холиқов А.Педагогик маҳорат. Ўқув қўлланма, Тошкент, “ИҚТИСОД-МОЛИЯ” 2010. – Б.26.

Имом Бухорий. Ал адаб ал муфрад. Тошкент, 1990. – Б. 17.

Кайковус унсурулмаолий қобуснома. Нашрга тайёрловчилар: Долимов Собутой, Долимов Улуғбек. “Истиқлол”ноширлик маркази, 1994 й. – Б.37.

Рахматов Н.Н. Тиббиётда янги кун. Илмий рефератив, маърифий-маънавий журнал. // 1(29) 2020. – Б. 74.

Атаева Н., Салаева М., Ҳасанов С. Умумий педагогика. (Педагогика назарияси ва амалиёти асослари) Дарслик, 2-китоб. Тошкент, 2013. – Б. 372.

Атаева Н., Салаева М., Ҳасанов С.. Умумий педагогика (Педагогика назарияси ва амалиёти асослари). Дарслик. II китоб. – Тошкент, 2013. – Б. 372.

Алишер Навоий, Маҳбуб ул-қулуб, масъул муҳаррир С.Ғаниева. – Тошкент:“Янги аср авлоди”, 2019. – Б. 38-39.

Атаева Н., Салаева М., Ҳасанов С.. Умумий педагогика (Педагогика назарияси ва амалиёти асослари). Дарслик. II китоб. – Тошкент, 2013. – Б. 373-374.

Ҳусайн Воиз Кошифий “Футувватномаи султоний”, нашрга тайёрловчи М.Аминов, Ф.Ҳасанов. – Тошкент: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” давлат илмий нашриёти, 2011. – Б. 44.

Холиқов А. Педагогик маҳорат.// Ўқув қўлланма. – Тошкент: “ИҚТИСОД-МОЛИЯ” 2010. – Б. 32; “Ахлоқи Муҳсиний” М.Ҳасанов, А.Ҳакимжонов, – Тошкент: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” давлат илмий нашриёти, 2010. – 168 б.

Маҳмудхўжа Беҳбудий Танланган асарлар. Нашрга тайёрловчи Б.Қосимов. Тузатилган ва тўлдирилган 3-нашри. Тошкент, “Маънавият” 200 бет.

Абдурауф Фитрат. Ҳинд сайёҳининг қиссаси //http://e-tarix.uz/milliyat-insholari/maqolalar/363-hind-sayyohi.html(кўрилган муддат: 20.09.2020).

Абдулла Авлоний. Туркий гулистон ёхуд ахлоқ. – Б.12.

Пережовская А.Н. Вклад Я.А.Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 27-30.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М: Просвещение, 1983. – C.600.

Қаранг: Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. – М.: ИНТОР, 1996. – 47 с.

Қаранг: Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост. общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П.Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – 808с.

Сорокин П.А.Реферат: П.Наторп. Социальная педагогика //Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. № 4. – С. 100-109.

Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.

Мирзиёев Ш.М. Миллий тараққиёт йўлимизни қатъият билан давом эттириб, янги босқичга кўтарамиз. 1-китоб. Тошкент,“Ўзбекистон”-2017. 177б

2018 йил 21 июндаги Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасида Президент Шавкат Мирзиёев томонидан халқ таълими тизимини тубдан ўзгартириш, уни замон талабларига мувофиқ такомиллаштириш борасида қўйилган вазифалар ижросига бағишланган видеоселектор йиғилиш// URL:https://kun.uz/62331351?q= %2F62331351 (кўрилган муддат: 20.09.2020).

Ўзбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг Ўқитувчи ва мураббийлар кунига бағишланган тантанали маросимдаги нутқи, 2020 йил 30 сентябрь //URL:https://uza.uz/oz/documents/zbekiston//https://edu.uz/uz/news/view/2279 (кўрилган муддат: 02.10.2020).

Nuriddin Alikariev, Alohon Alikarieva, Umida Sabirova, Olimkhon Aliqoriev, Farogat Fayzieva. Quantitative Assessment of Factors of Improvement of Labor Efficiency in Higher Education Institutions//International Journal of Advanced Science and Technology/ (https://www.psychosocial.com/article/PR201239/12019/).DOI:10.37200/IJPR/V24SP1/PR201239.

Загрузки

Опубликован

2021-06-04