MODERN EDUCATION AS A SYNERGETIC SYSTEM

Authors

  • Ergasheva Makhbuba Khotambekovna

Keywords:

synergetics, methodology, learning process, modern education, order, chaos, fluctuation, bifurcation, synergetic system, system analysis, openness, integration

Abstract

The article analyzes the modern learning process as a synergetic system. The educational process as a synergetic system can be the object of study of synergetic methodology. To do this, the educational process must be fixed as a system that has absorbed all the synergistic principles. This article discusses the issue of consistency between synergetic education and social infrastructure. Synergetic methodology determines the specifics of its object of study, i.e. its characteristics such as openness, complexity, diversity, integrity, imbalance. Synergetic methodology has the ability to show such aspects of the education system as openness, complexity, imbalance, disorder, non-linearity, among the many objects of study today. Therefore, we consider it important to analyze the synergy of the learning process.

References

АБДУЛЛАЕВА М.Н. Синергетика - Новые возможности познация и дейсвия // Естественно-научные и философские проблемы синергетики: научно-теоретический семинар, (сборник научных статей). - Наманган: НамГУ, 2009.

БОЗОРОВ Д. Синергетическая парадигма. - Т.: Тафаккур, 2010.

БРАНСКИЙ В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. №4.

БУДАНОВ В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Москва: URSS, 2008. – С.230.

ВАСИЛЬКОВА В.В. Порядок и хаос в развитии социальных системам. Синергетика и теория социальной самоорганизации. –Спб.: «Лан», 1999.

ВИНЕНКО В. Г. Последипломное образование педагога в свете постне-классической науки // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 73–79; Виненко В. Г. Синергетика в школе // Педагогика, 1997. – № 2. – С. 55–60.

ГУБАРЕВ В.В. Наука-ли синергетика? // Вопросы философии, 2009. №10.

ДАНИЛОВ Ю.А. Синергетика – наука о самоорганизации // Прекрасный мир науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2008.

ДАНИЛОВ Ю.А. Педагогический процесс как объект педагогической теории. / В кн.: Вопросы обучения и воспитания. М.: 1972. – С.362; Данилов Ю. А. Роль и место синергетики в современной науке // –[Электрон ресурс].

ЖАНАБАЕВ З.Ж., Хмель Н.Д. Синергетическая сущность педагогического процесса // Алматы – 1996. – № 1.

ЗОРИНА Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшекласников. – М.: Педагогика, 1980. – С. 128; Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. – 1996. – № 4.

КНЯЗЕВА Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. – М.: Алетея, 2002.

МУКУШЕВ Б.А. Синергетика в системе образования. Образование и наука. 2008. № 3 (51).

ПРИГОЖИН И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Навый диолог человека с природой. – М.: Прогресс, 2003.

ПУГАЧЕВА Е.Г. Синергетический подход к системе высшего образования // Высш. образование в России. – 1998. – № 2

РОВИНСКИЙ Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития// Вопросы философии. 2002. - №5.

ТУРАЕВ Б.О. и другие. Синергетика 2: теория и практика. - Т.: FAN ZIYOSI. 2022.

ФАЙЗУЛЛАЕВ О. Методология философских наук. –Т.: Философия и право, 2006.

Published

2022-05-31