ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВВЕДЕНИЙ ЭПОСА «ХАМСА»

Авторы

  • Тошниёзова Рано Тохировна

Ключевые слова:

озарение, онтологическая поэтика, исламская мысль, противоположные по смыслу символы, герменевтическая интерпретационная модель

Аннотация

В данной статье анализируется онтологический подход к произведениям Алишера Навои как к художественному тексту, который дает объективный результат в раскрытии исходных смыслов текста, отражающего мировоззрение его автора. Художественный текст есть отражение человеческого мышления, озарение. Вселенная проявляется в человеческом восприятии. В статье рассматривается онтологический пласт творчества Алишера Навои, иррациональное восприятие поэта, мировоззренческие и онтологические проблемы тесно взаимосвязаны, ведь система мировоззрения личности и продукт его творчества представляет собой взаимосвязанное единое явление. Анализ метафорическо сложных способов выражения узбекской классической литературы на основе исламских идей, интерпретация противоречивой структуры смыслов в ее внешнем и внутреннем слоях, опыт трансперсональных переживаний, определение герменевтической модели требует онтологического подхода к тексту. Анализ художественного текста осуществлялся на основе критериев исламской интерпретации (танзих-ташбих, танзихтакдис), определяющих уровень онтологического мышления поэта. Известно, что теоретические воззрения мыслителей исламского мира выражаются на основе таких пар, как асл-фар, захир-ботин, танзих-ташбих, лафз-мано, наср-назм. Онтологический подход к художественному тексту позволяет объективно интерпретировать содержание художественного восприятия исламской формы мысли, объединяя части текстовой системы. В статье рассматриваются границы воображения, онтологическое мировоззрение Алишера Навои, на основе пар образных символов, как точка и циркуль, точка и круг, морская среда и остров, поэзия (жамъ) и проза (паришон, ошуфта, тафрика), тетрадь и лист, солнце и частица лучи ( или партав), свеча и матылёк. 

Библиографические ссылки

“Рассыпанное и собранное: стратегия организации смыслового пространства в арабомусульманской культуре. (2015). / Отв.редактор Смирнов A.В. – Москва: OOO «Садра».

Alisher, Navoiy. (2011). To‘la asarlar to‘plami. 10 jildlik: 1-jild. – Toshkent: G‘.G‘ulom.

Alisher, Navoiy. (2011). To‘la asarlar to‘plami. 10 jildlik: 2-jild. – Toshkent: G‘.G‘ulom.

Alisher, Navoiy. (2011). To‘la asarlar to‘plami. 10 jildlik: 3-jild. – Toshkent: G‘.G‘ulom.

Alisher, Navoiy. (2011). To‘la asarlar to‘plami. 10 jildlik: 4-jild. – Toshkent: G‘.G‘ulom.

Alisher, Navoiy. (2011). To‘la asarlar to‘plami. 10 jildlik: 5-jild. – Toshkent: G‘.G‘ulom.

Alisher, Navoiy. (2011). To‘la asarlar to‘plami. 10 jildlik: 6-jild. – Toshkent: G‘.G‘ulom.

G‘azzoliy, Abu Homid ibn Muhammad. (2014). Ihyoyi ulum ad-din. Toshkent: Islom universiteti.

Ruzmanova, R. (2021). Аlisher Navoiy g‘azalları ta’sırıda yozilgan 33 nazira. Alisher Navoiy Xalqaro jurnal, (1), 205-210.

Ruzmanova, R.U. (2020). Naziranavislik an’analari haqida. So‘z sana’ti xalqaro jurnali, 3-jild, 2-son, 158-165.

Sirojiddinov, Sh. (2011). O‘zbek mumtoz adabiyotining falsafiy sarchashmalari/ Monografiya. –Toshkent: Yangi asr avlodi.

Sirojiddinov, Sh. (2011). She’riyatda inson ruhiy kamoloti. – Samarqand: Zarafshon.

Sultanov, T.I. (2017). Navoiyning «bo‘ldum sanga» radifli g‘azaliga Kishvariy taxmisi. O‘zbekistonda xorijiy tillar» ilmiy-metodik elektron jurnal, №2(25), 174-183.

Sultanov, T.I. (2021). Alisher Navoi Century and Prose in Almaz Ulviy Research. International Journal of Alisher Navoi, 1(2), 166-171.

Загрузки

Опубликован

2022-06-10