ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ЗУЛЛИСАНАЙН (БИЛИНГВИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАДЖИ МУХАММАДА ШАХДИ
Ключевые слова:
Лутфи, Шахди, диван (собрание сочинений), нуша, муножат, нат, хамд, ташбехи мусалсал (дает многочисленные сравнения в строке стихотворения), аят (термин из Корана), орифона (о Коране и хадисах), ашикона (любовный, любовь к Богу)Аннотация
Один из великих двуязычных поэтов, Хаджи Мухаммад Шахди, писал на двух языках в литературной среде Коканда в начале 18 века. Помимо того, что он был автором девона на персидско-таджикском языке, он создал ряд газелей, богатых мистическим смыслом, на узбекском языке. В статье описывается отношение поэта к творчеству представителей узбекской классической литературы, его творческий подход и гносеологический анализ его стихотворений. Кроме того, особый стиль и смысл стихов поэта были изучены в сравнении со стихами Корана. Были даны образцы содержательных газелей, таких как мунаджатнама (обращение, верующего к Богу, выражающее его покаяние и мольбу), хамднома (письмо хвалы и благодарности), наттнома и краткие комментарии к ним. Наряду с личными экземплярами дивана (сборника сочинений) поэта, узбекские газели в рукописном фонде №1275 Института востоковедения Академии наук Таджикистана в значительной степени изучены сравнительным источниковедением. Духовная связь между стихами Мауляны Лютфи и Шахди была объяснена на примере некоторых его стихов.
Библиографические ссылки
Азиз Қаюмов. Қўқон адабий муҳити. – Т.: Ўзбекистон, 1961.
Бобоев Т. Адабиётшунослик асослари. – Т.: Ўзбекистон, 2002.
Валиюддин Муҳаммад ибни Абдуллоҳ Хатиб Табрезий. Таржима ва шарҳи Мишкот ул-мисбоҳ. 1-жилд – Теҳрон: Ансорий, 1438.
Дилшод Барно. Танланган асарлар. – Тошкент, 1972.
Зеҳний Т. Санъати Сухан. – Душанбе: Маориф, 1992.
Исҳоқов Ё. Сўз санъатининг санъатлиги. – Т.: O‘zbekiston, 2014.
Комилов Н. Маънолар оламига сафар. – Т.: Tamaddun, 2012.
Комилов Н. Тасаввуф. – Т.: Movarounnahr, 2009.
Мавлоно Лутфий. Шеъриятидан намуналар. Сенсан севарим. – Т.: Ӯзбекистон, 1995.
Маводи конференсияи байналмилалии илмий-амалии “Ҳамкории иқтисодий-ижтимоий-ижтимоий ва фарҳангии Тожикистону Ўзбекистон”. – Хужанд: Нури маърифат, 2019.
Маъсумий Н. Адабиёти тожик дар асри XVIII ва нимаи аввали асри XX нашриёти таълимии педагогии вазорати маорифи халқи Тожикистон. – Душанбе: Маориф, 1962.
Саид Бурҳониддин Муҳаққиқ Термизий. Маъориф. – Теҳрон: Теҳрон университети, 1967.
Саъдиев С. Нақшбандия ва таъсири он ба адабиёт. – Самарқанд: СамДУ, 2001.
Сирожиддинов Ш., Юсупова Д., Давлатов О. Навоийшунослик. – Т.: Тамаддун, 2018.
Султонов С. Тазкираи суханварони Истаравшан. – Душанбе: Адиб, 2012.
Султонов С. Рўзгор ва осори Шаҳдий. – Душанбе: Сурушан, 1998.
Султонов С. Таърихи доираи адабии Истаравшан дар нимаи дуввуми асри XVIII ва аввали асри XIX. – Душанбе: Сурушан, 2002.
Фазлий Намангоний. Мажмуат уш-шуаро. – Т.: 1967.
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Тасаввуф ҳақида тасаввур. – Т.: Sharq нашриёт-матбаа акциядорлик компанияси бош таҳририяти, 2010.
Шайх Муҳамммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Тафсири Ҳилол. – Т.: Hilol-Nashr, 2016.
Юсуф Ҳамадоний. Мақомоти Юсуф Ҳамадоний. – Тошкент: Янги аср, 2003.
Ҳожи Муҳаммад Шаҳдий. Девон (шахсий кутубхонамиздаги қўлёзма нусхаси).
Ҳожи Муҳаммад Шаҳдий. Девони Шаҳдий. – ТожР ФА ШИ, № 1275 рақамли қўлёзма нусхаси.