ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ УЧЕНИЯ «ВАХДАТ УЛ-ВУДЖУД» (ЕДИНСТВО БЫТИЯ) И СУФИЙСКИЙ ОРДЕН НАКШБАНДИЯ

Авторы

  • Холмуминов Джафар Мухаммадиевич

Ключевые слова:

Исламская философия, теология, калам, теологическая учения, суфизм, философия ирфана, философия «Вахдат ул-вуджуда», Бог (Всевышний Аллах), Накшбандия, бытие, абсолютное бытие, учение, тарикат (орден), Ибн ал-Араби, Хаджа Бахаутдин Накшбанд, Джами, идея, влияние, трансформация, специфичность

Аннотация

исламская философская мышления достигла самого высокого уровня благодаря теософским учениям великого философа-теолога, поэта, одного из великих представителей суфийской философии, известного как «Шейх ул-Акбар» – «Самый великий шейх» Мухйиддин ибн ал-Араби (1165-1240), который был вдохновлен взглядами Хакима ат-Термизи. Теории Ибн ал-Араби о «Вахдат ул-вуджуд» (Единство бытия) и «Инсон аль-Камиль» – Совершенном Человеке охватило весь мусульманский Восток и положительно повлияло на взгляды философов Запада. Также, в истории суфизма, учение «Тариката Ходжагон», который был основан Ходжа Юсуфом Хамадани и Ходжа Абдулхаликом Гиждувани (1103-1218), затем совершенствованным Ходжой Бахауддином Накшбандом (1318-1389) и названным суфийский орден «Накшбандия» и духовно объединившим регионы Мавераннахра и Хурасана, не осталось без влияния теологической философии «Вахдат ул-вуджуд» (Единство бытия) Ибн ал-Араби. Такие представители учения Накшбандия как: Хаджа Мухаммад Порсо Бухарий, Хаджа Убайдулло Ахрор Вали, Мавляна Абдурахман Джами, Алишер Наваи, Хаджа Махдум Аъзам и Имам Раббани – Ахмад Сирхинди также внесли свой существенный вклад в развитие идей «Вахдат ул-вуджуда» (Единства бытия) в исламском мире.

Библиографические ссылки

Carl Brockelmann. Geschichte Der Arabischen Litteratur, Volume 1 (German Edition). p. 571-582.

Бағдодий, Исмоил Пошшо. Ҳадят ул-орифийн. 2-ж. – Истамбул, 1951.

Bagdadi, Ismail Poshsho. Hadyat al-`arifin. 2. – Istanbool, 1951.

Бухорий, Салоҳ бин Муборак. Анис ат-толибийн ва уддат ас-соликийн. – Теҳрон. 1371.

بخاري. صلاح بن مبارك. انيس الطالبين وعده الساكين. تصحيح و مقدمه‌ي خليل ابراهيم صاري اوغلي. تهران،‌كيهان، 1371؛

Buxari, Salah ibn Mubarak. Anis al-talibin va `uddat al-salikin. – Tehran, 1371.

Гуннар Скирбек, Нилс Гилье. Фалсафа тарихи. –Т.: "Шарқ", 2002.

Gunnar Skirbek, Nils Gile. History of Philosophy. – Tashkent, 2002.

Жаҳонгирий, Муҳсин. Муҳйиддин ибн Арабий чеҳраи баржастаи ирфони исломий. – Теҳрон: Интишороти Донишгоҳи Теҳрон, 1375.

جهانگيري، محسن محيي الدين ابن العربي چهره‌ي برجسته‌ي عرفان اسلامي. انتشارات دانشگاه تهران، 1375 ه.ش

Jahangiri, Mohsen. Mohyi al-din ibn `Arabi, The distinguished figure of Islamic Mysticizm. – Tehran University Press, 2004.

Жомий, Абдураҳмон. Нафаҳот ул-унс. – Теҳрон, 1337.

جامي، عبدالرحمن. نفحات الانس. به كوشش محمد عابدي. تهران، 1370 ه.ش

Jami, Abdurahman. Nafahat al-ons. – Tehran, 1337.

Жомий, Нуриддин Абдураҳмон. Лавойиҳ. Тасҳеҳ, муқаддима ва тавзеҳоти Яе Ришар. – Теҳрон: “Асотир”, 1373.

جامي، نورالدين عبدالرحمن. لوايح. تصحيح مقدمه و توضيحات يان ريشان، تهران،‌اساطير، 1373.

Jami, Nur al-din `Abd al-rahman. Lavayih. – Tehran, 1373.

Ибн ал-Арабий, Муҳйиддин. Ал-Футуҳот ул-Маккия. 1-жилд. Таҳқиқ: Усмон Яҳё. – Миср, 1392.

ابن العر ابن العربي، محيي الدين. الفتوحات المكيه. ج 1. به تحقيق عثمان يحيي، مصر، 1392. 392

Ibn al-`Arabi, Mohyi al-din. Al-Fotuhat al-Makkiya. 1. – Egypt g, 1392

Ибн ал-Арабий, Муҳйиддин. Ал-Футуҳот ул-Маккия, 3-жилд. Таҳқиқ: Усмон Яҳё. – Миср, 1392.

ابن العربي، محيي الدين. الفتوحات المكيه. ج 3، تحقيق عثمان يحيي، مصر، 1392

Ibn al-`Arabi, Mohyi al-din. Al-Fotuhat al-Makkiya. 3. – Egypt, 1392.

Комилов Н. Тасаввуф ёки Комил Инсон ахлоқи. 1-китоб. – Т.: "Ёзувчи", 1996.

Kamilov N. Sufism or Perfect man, 1st book – Tashkent, 1996.

Комилов Н. Ибн Арабий Абдураҳмон Жомий талқинида. / Жаъфар Холмўминов. Жомий ва ваҳдат ул-вужуд таълимоти. – Т.: “Ўзбекистон Миллий Энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2008.

Kamilov N. Ibn al-`Arabi in the interpretation of Jami. / Jafar Kholmuminov. Jami end teachings of Wahdat al-Wujood. – Tashkent, 2008.

Турар, Усмон. Тасаввуф тарихи. / Турк тилидан Нодирхон Ҳасан таржимаси. – Т.: “Истиқлол”, 1999.

Turar, Osman. Histoty of Sufism. – Tashkent, 1999.

Улудоғ, Сулаймон. Ибн Арабий. Таржумаи Довуд Вафоий. – Теҳрон: Нашри марказ, 1384.

Uludag, Soleyman. Ibn `Arabi. The translation of Dawud Vafai.– Tehran, 1384.

Шаъроний, Абдулваҳҳоб. Ал-явоқит в-ал-жавоҳир. 1-ж. – Миср, 1343.

Sha`rani, Abd al-vahhab. Al-yavaqit va-l-javahir. 1. – Egypt, 1343.

Шайхи Акбар Муҳйиддин ибн Арабий. Ҳақиқат ул-ҳақойиқ. –Теҳрон: “Мавло”, 1382.

ابن عربي، محي‌الدين، حقيقت الحقايق. تهران، مولي، 1382 ه.ش.

Sheyx Akbar Mohyi al-din Ibn `Arabi. Haqiqat al-haqaiq. – Tehran, 1382. [29]

Шаҳристоний, Абулфатҳ. Милал ва ниҳал. 1-жилд. – Қоҳира, 1387.

شهرستاني ابو الفتح محمد. الملل و النحل. قاهره، 1387 ه.ق [31]

Shahristani, Abolfath. Melal va nehal. 1. – Cairo, 1387.

Ғарб фалсафаси. –Т.: Ўзбекистон Файласуфлари миллий жамияти, "Шарқ" нашриёт-матбаа акциядорлик жамияти Бош таҳриряти, 2004. Philosophy of East. – Tashkent, 2004.

ЎзР ФА ШИ Қўлёзмалар хазинаси, PN 1331 рақамли қўлёзма.

Treasury of Manuscripts of the Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of The Republic of Uzbekistan, the number of manuscript pin 1331.

Загрузки

Опубликован

2021-09-27