ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВ, СФОРМИРОВАВШИХ СУФИЗМ В АНАЛИЗЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО СУФИЕВЕДЕНИЯ
PDF (Ўзбекча)

Ключевые слова

религия, ислам, суфизм, суфиеведение, мистика, философско-мистические школы, сравнительный анализ, сравнительное суфиеведение, буддизм, зороастризм, христианство, манихейство religion, Islam, Sufism, Sufi studies, mysticism, philosophical and mystical schools, comparative analysis, comparative Sufi studies, Buddhism, Zoroastrianism, Christianity, Manichaeism дин, ислом, тасаввуф, тасаввуфшинослик, ирфон, фалсафий-ирфоний мактаблар, қиёсий таҳлил, қиёсий тасаввуфшунослик, буддавийлик, зардуштийлик, насронийлик, монавийлик

Аннотация

В мировом востоковедении и исламоведении существуют различные взгляды на религиозные и философские учения, которые оказали влияние и способствовали возникновению и формированию учения суфизма. Некоторые европейские ученые-востоковеды стремятся обнаружить корни суфизма в Западной цивилизации, а именно – в античной философии и христианской религии, в то время, как другие исследователи ищут корни суфизма в древнеиндийских религиях, как ведических, так и неведических, например, в буддизме, а также в религиях Древнего Ирана – маздеизме, зороастризме и манихействе. Также ещё одна группа ученых Востока и востоковедов Европы считают, что подлинным источником суфизма является религия ислама.

Данная статья посвящена исследованию и сравнительному анализу указанных дискуссий. По мнению автора, в каждом религиозно-философском учении присутствуют мистические принципы, схожие с суфийским учением в исламе и философией мистицизма. Сравнительное исследование и анализ этих мистических принципов и суфизма в исламе позволяет ещё глубже изучить сущность этих учений.

PDF (Ўзбекча)

Библиографические ссылки

Комил инсон ҳақида тўрт рисола. / Форс тилидан Нажмиддин Комилов таржимаси. – Тошкент: “Маънавият”, 1997.

Абдуллаев А. Тасаввуф ва унинг намояндалари. – Термиз, 2007.

Miguel Asin Palacios. El Islam Cristiani rado. – Madrid, 1932.

Carra de Vaux. Gazali. Paris, 1902.

Nicholson R.A. The Idea of Personality in Sufism. – New Delhi, 1976.

Гольдциер И. Лекции об исламе. – Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1912.

Бартольд В.В. Учёные мусульманского «Ренессанса». //Соч. Т. VI. – Москва, 1966.

Из философского наследия народов Ближнего и Среднего востока. – Ташкент: “Фан”, 1972.

Усмон Нурӣ Тӯпбаш. Тасаввуф. – Душанбе: Гурӯҳи нашриётии паёми “САБЗ”, 2014.

بدوی، عبدالرحمن. تاریخ تصوف اسلامی. از آغاز سده دوم هجری./ ترجمه محمودرضا افتخارزاده. - تهران: دفتر نشر اسلامی، ۱۳۷۵

Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф. Нақшбандия. Вазифалар. Зикрлар. – Тошкент: “Nihol-nashr”, 2018.

عطار، فرید الدین. منطق الطیر. - تهران، ۱۳۴۰. – ص.۲۷۶

حضرت شیخ المشایخ جنید بغدادی. // فرید الدین عطار. تذکرة الاوليأ. / با مقدمه و تصحىح محمد استعلامی. - تهران، ١٣٨٤. - ص. ٨٩

. - ص. ۱۰۵ تهران،۱۳۴۳ - سرچشمه های تصوف در ایران. نفیسی، سعید.

Комилов Н. Тасаввуф. Биринчи китоб. – Тошкент, 1996.

انصاری، عبدالله. صد میدان. - کابل، ۱۳۴۱. - ص. ۴

Ҳаким ат-Термизийнинг ушбу номдаги китоби фақат шу манбада тилга олинади.

الهجويرى الغزنوى، ابوالحسن على بن عثمان الجلابى. كشف المحجوب. / متن انتقادى و. ژوکوفسکی. - تهران: نشر اناصری، ۱۳۷۶. - ص. ۵۰