ОБРАЗЕЦ АЛЛЕГОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ПОЭМАХ НИЗАМИ И НАВОИ

Авторы

  • Дилором САЛАХИЙ

Ключевые слова:

эпическая поэзия, стиль, романтизм, реальность, народность, Ростравшан, собака, волк, лев, дерево

Аннотация

Художественно-эстетические и идейные принципы эпического творчества Низами Гянджеви и Алишера Наваи способстсвовали возобновлению многовековых традиций восточной поэзии. В своих пятерицах два гениальных мыслителя использовали фрагменты из источников устного народного творчества и фольклора двух народов в своеобразном творческом стиле. Низами Гянджеви как первый мастер эпического стиля в своей литературной среде, Алишер Наваи как видный творческий и государственный деятель эпохи тимуридского ренессанса в своих творениях обращались к мудрому народному мышлению, немеркнущим традициям фольклора. Шейх Низами в каждой своей поэме обращался непосредственно к фольклору или созданиям устного народного творчества для выражения своих социально полезных мыслей. Свою идейную замысель он чаще выражал не наставлениями, а живыми эпизодами и образами из народного творчества. Поэмы Низами явно отличаются от рыцарских романов европейского ренесанса, где привалируют образы ангелов, демонов, фей и сцены чудес. В поэмах великого мастера слова древние сказания и мифы используются с реалистическим пафосом, в человеколюбивом духе. Отличительной чертой эпического стиля Низами является то, что он использует материалы из устого народного творчества в совокупности с образами разнообразной, широкомасштабной сюжетной линии.

В “Хамсе” Алишера Наваи таже занимают важное место эпизоды из устного народного творчества и притчи, отрывки с образами животных, элементов из флоры и фауны. Великий мыслитель в первой поэме своей пятерицы и в духовно-просвещенческой поэме «Лисон ут-тайр» («Язык птиц») наиболее образно выражает высокие нравственные идеи посредством художественных эпизодов из фольклора и фрагментов из народных сказаний. Исходя из этого следует сделать вывод, что народная мудрость из сокровищницы устного народного творчества и фольклора была живым, не иссекаемым источником, питавшим многогранное творчество двух гениев истории человечества.

Библиографические ссылки

Алишер Навоий. МАТ. 20 жилдлик. VII ж. – Тошкент, 1991.

Бертельс Е.Э. Избранные труды, Низами и Фузули. – Москва: ИВЛ, 1962.

Исҳоқов Ё. Навоий поэтикаси. – Тошкент, 1983.

Комилов Н. Маънолар оламига сафар. – Тошкент, 2012.

Маллаев Н. Низомий Ганжавий мероси ва унинг маърифий-тарбиявий аҳамияти. – Тошкент: Ўқитувчи, 1985.

Мустафаев Ж. Философские и этические воззрения Низами. – Баку, 1962.

Низами Гянджеви. СС в трех томах. Т. 1. – Баку, 1991.

Салоҳий Д. Навоийнинг шеърий услуби масалалари. – Тошкент, 2005.

Шайхзода. Асарлар. VI томлик, V т. – T.: Адабий-танқидий мақолалар. – Тошкент, 1973.

Ҳайитметов А. Навоий лирикаси. – Тошкент, 1961.

Загрузки

Опубликован

2024-06-19