ОБРАЗ ВЛЮБЛЕННОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ, ПРИВЛЕКШИЙСЯ ВЗГЛЯДАМ НАВОИ

Авторы

  • Шохсанам Райимова

Ключевые слова:

идея, любовь, истина, возлюбленная, Аллах, газель, мирская любовь

Аннотация

В статье отражено отношение Гадои, Саккоки, Атои, одного из самых влиятельных художников Алишера Навои, к образу влюбленного в его поэзии, идейному содержанию его стихов, его творчеству и мистическим воззрениям поэта. В то время как в некоторых частях своей поэзии эти композиторы воспевают мирскую любовь как любовь, в других мы можем видеть, что они написали истинную любовь к Аллаху, когда говорят о любви. Некоторое время почему-то возобладал однобокий подход к творчеству вышеназванных художников. Любовь в их творении трактуется только как любовь мирская. Стоит упомянуть некоторые стихотворения Атои, Гадои и Саккоки, которые считаются самыми известными художниками своего времени, и мы увидим, что в этих газелях слово «Возлюбленный» означает Аллах. 

Библиографические ссылки

Ahmadxo‘jayev, E. (1978). Gadoiy, Toshkent: Fan.

Çağatay Edebiyatı. (1945). İslam ansiklopedisi, 3.cilt, 24.cüz, İstanbul, Maarif matbaası, 270-323.

Eckmann, J. (1960). Çağatay dili örnekleri II. Gedai divanindan parçalar, İstanbul Üniversitesi Edebiyat Fakültesi, Türk dili va edebbiyati dergisi, İstanbul Edebiyat Fakültesi matbaası, cilt X, I Eylül, 65-110.

Hakimov, M. (1974). Gadoiy devoni, Toshkent haqiqati gazetasi.

Hayitmetov, A. (1974). Hayotbaxsh chashma, Toshkent.

Köprülü, M.F. (1914). Dokuzuncu ve onuncu asırlardaki Çağatay şairleri, Türk Yurdu, seri I.

Nosirov, O. (1974). Gadoiy devoni, O‘zbekiston madaniyati gazetasi.

O‘zbek adabiyoti tarixi. (1966). Beshinchi tom. Toshkent.

Rustamov, E.R. (1967). Gadoiyning qasidasi va “Majolis un-nafois”ning yozilish tarixi”, O‘zbek tili va adabiyoti.

Ruzmanova, R. (2021). Аlisher Navoiy g‘azalları ta’sırıda yozilgan 33 nazira. Alisher Navoiy Xalqaro jurnal, (1), 205-210. 11. Ruzmanova, R.U. (2020). Naziranavislik an’analari haqida. So‘z sana’ti xalqaro jurnali, 3-jild, 2-son, 158-165.

Sultanov, T.I. (2018). Ali Şir Nevaî Şiirinin Sadık Bey Sadıkî Sanatına Etkisi. Dil ve edebiyat araştırmaları Uluslararası dergisi, 18, 277-285.

Sultanov, T.I. (2021). Alisher Navoi Century and Prose in Almaz Ulviy Research. International Journal of Alisher Navoi, 1(2), 166-171.

Sultanov, T.I., Ruzmanova R.U. (2020). Comparative analysis of Alisher Navai’s Majalis unNafais and Sadiqi Beg Afshor Sadiqi’s Majma’ al-Khavas. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24/08, 1565-1577.

The Divan of Gada’i. (1971) Edited by Janos Eckmann. Indiana University Publications, Uralic and Altaic Series, Bloomington, Indiana University, The Hague, Mouton, vol. 113, 538.

The Divan of Gadai comprises 229 gazals, 2 qasidas. (1971). USA.

Алишер, Навоий. (1997). Мажолис унғнафои, МАТ, 20 жилдлик, Тошкент: Фан, Ж.13.

Алишер, Навоий. (2000). Муҳокамат ул-луғатайн. Мезон ул-авзон. Тарихи анбиё ва ҳукамо. Тарихи мулуки Ажам. Арбаъин. Сирож ул-муслимин. Муножот. Рисолаи тийр андохтан, МАТ, 20 жилдлик, Тошкент: Фан, Ж.16.

Гадоий. (1965). Шеърлар, Тошкент.

Гадоий. (1973). Девон. Бош муҳаррир: Ҳамид Сулаймон, Тошкент.

Рузманова, Р. У. (2011). Влияние традиции Алишера Навои на османскую поэзию: Автореф. дисс. канд. филол. наук.

Султонов, Т.И. (2018). Творческое наследие Алишера Навои и современность. «Творческое наследие Алишера Навои и современность» (сборник докладов Международной научно-практической конференции МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва, 171-174.

Загрузки

Опубликован

2022-06-10