УВАЙСИ УЧЕНИК АЛИШЕРА НАВОИ

Авторы

  • Джабборов Нурбой Абдулхакимович

Ключевые слова:

творческая традиция, поэзия, газель, тахмис, поэтическое содержание, поэтический образ, поэтический жанр, метрика, анализ, литературно-эстетический принцип

Аннотация

В статье анализируются принципы обновления традиций великого поэта и мыслителя Алишера Наваи в поэзии Зокиржона Фурката (1859–1909), яркого представителя узбекской литературы периода национального возрождения. Эта научная проблема исследуется на основе литературно-эстетических проблем, как: 1) создание татаббу на стихи Навои; 2) сочинение тахмисов к газелям Алишера Навои; 3) обновление поэтического содержания; 4) совершенство поэтического образа; 5) обновление поэтического жанра; 6) татаббу в метрическом стихосложении. В результате анализа выяснилось, что Фуркат написал татаббу более чем на 10 газелей своего великого предшественника Алишера Наваи, создал тахмисы к 5 газелям и продолжая традиции своего великого предшественника, обновил их содержание. Доказано поэтическое совершенствование традиций Алишера Навои на примере определенных образов и символов. На основе примеров исследован тот факт, что он создал газели на редкоиспользуемой метрике аруза в тюркской поэзии (в частности, комили мусаммани солим), как и его великий наставник.

Библиографические ссылки

Абдуғафуров Абдурашид. Зокиржон Фурқат. – Тошкент: Фан, 1977.

Абдуғафуров Абдурашид. Буюк бешлик садоқлари. – Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1995. –Б.169-170.

Алишер Навоий. Мезон ул-авзон. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011. – Б.581

Ahmad Zeki Velidi Togan. Bugunku Turkili: Turkistan ve yakin tarihi. Istanbul, 1981.

Бобур. Мухтасар (Нашрга тайёрловчи Саидбек Ҳасан). – Тошкент: Фан, 1971. – Б.145-146

Герцен А.И. Собрание сочинений в восьми томах. Т.3, М.: Правда, 1975.

Деҳхудо, Алиакбар. Луғатнома. - Теҳрон: Тажриш нашриёти, 1377, 11-жуз.

Исҳоқов Ёқубжон. Навоий поэтикаси. – Тошкент: Фан, 1983. –Б.133.

Исҳоқов Ёқубжон. Сўз санъати сўзлиги. – Тошкент: O‘zbekiston, 2014. – Б.224.

Очилов Эргаш. Фурқат ижодида Навоий анъаналари. //Ўзбек тили ва адабиёти. – 2019, 6-сон.

Рўзиева Дилбар. Алишер Навоий традициялари Абдураҳим Низорий ижодида (ўзбек-уйғур адабий алоқаларига доир). Филол. фан... номз.... дисс. –Тошкент, 1974.

Рўзмонова Роҳила. Алишер Навоий анъаналарининг усмонли турк шеъриятига таъсири (Аҳмад Пошо ва Сайди Али Раис Котибий ижоди мисолида). Филол. фан... номз.... дисс. – Самарқанд, 2011.

Саййид Сажжодий. Фарҳанги истилоҳоти ва таъбироти ирфоний. -Теҳрон, 1992. – Б.394

Солиҳова Ханифа. Уйғур достончилиги ва насри тараққиётида Алишер Навоий “Хамса”сининг ўрни. Филол. фан... док-ри.... дисс... –Тошкент, 1995.

Тарозий Шайх Аҳмад ибн Худойдод. Фунуну-л-балоға. Тошкент: Хазина, 1996.

Фозилбек Отабек ўғли. Дукчи эшон воқеаси. Самарқанд-Тошкент, 1927

Фурқат. Танланган асарлар. Икки томлик. Т.II. – Тошкент: Бадиий адабиёт, 1959.

Шодиев Эргашали. Навоий ва ёш тожик адиблари. – Хўжанд, 1966.

Ўзбекистоннинг янги тарихи. Биринчи китоб. Туркистон чор Россияси мустамлакачилиги даврида. Тошкент: Шарқ, 2000.

Қобулова Раъно. Туркий тилли адабиётда Алишер Навоий “Мажолису-н-нафоис” асари анъаналари (Содиқбек Содиқийнинг “Мажмаъу-л-хавос” тазкираси материаллари асосида). Филол. фан... номз.... дисс. –Тошкент, 1979.

Janos Eckmann. Harezm, kipcak ve cagatay turkcesi uzerine arastirmalar. -Ankara, 1996.

Яҳё Ҳусайнхон. Билмасдан инкор этиб юрма ёхуд Навоийни қачон тушунамиз. / https://od-press.uz/xabarlar/3004

Загрузки

Опубликован

2022-06-10