ИНТЕПРЕТАЦИИ «МУХОКАМАТ УЛ-ЛУГАТАЙН» СВЯЗАНИ С ПОЭМАМЫ ХАМСА (НА ОСНОВЕ «ЛАЙЛИ И МАДЖНУН»)

Авторы

  • Юсупова Дильнавоз Рахмоновна

Ключевые слова:

пятерица, традиция хамсаписания, татаббу’, генеалогия, поэма, творческая лаборатория.

Аннотация

В данной статье на основе принципа изучения творчества Алишера Навои с помощью его собственных интерпретаций исследуются источники поэм, входящих в “Пятерицу” Алишера Навои. Мысли великого поэта о создании своих произведений в трактате “Мухакамат альлугатайн” (“Суждение о двух языках”) исследованы в сравнительном направлении в связи с идейными содержаниями поэм “Пятерицы”. В статье исследуются причины упоминания “Гавхарномы” персидского поэта Ходжу Кирмани в ”Лейли и Меджнун”е Навои. Автор статьи определяет, что поэма “Гавхарнома” Ходжу является хвалебной поэмой и не соответствует направлению “Лейли и Меджнун” с точки зрения идейного содержания, композиционного построения и выбранного поэтического метра, и приходит к выводу, что упоминание Навои “Гавхарномы” в этом месте связано с тем, что Ходжа был третьим хамсанависом (творцом пятерицы) после Низами и Дехлави, и что он начал новое направление в традиции хамсаписания и узбекский поэт следовал за ним в некоторых поэтических вопросах.

Библиографические ссылки

Адабиёти форсу тоҷик дар асрҳои XII-XIV. – Душанбе: Ирфон, 1983. 180 c.

Алишер Навоий. Ҳайрат ул-аброр. МАТ. 20 жилдлик. – Тошкент: Фан, 1991. Ж.7. – 392 б.

Алишер Навоий. Фарҳод ва Ширин. МАТ. 20 жилдлик. – Тошкент: Фан, 1991. Ж.8. – 544 б.

Алишер Навоий. Лайли ва Мажнун. МАТ. 20 жилдлик. – Тошкент: Фан, 1992. Ж.9. – 356 б.

Алишер Навоий. Сабъаи сайёр. МАТ. 20 жилдлик. – Тошкент: Фан, 1992. Ж.10. – 448 б.

Алишер Навоий. Садди Искандарий. МАТ. 20 жилдлик. – Тошкент: Фан, 1993. Ж.11. – 640 б.

Алишер Навоий. Муҳокамат ул-луғатайн. Мезон ул-авзон. Тарихи анбиё ва ҳукамо. Тарихи мулуки Ажам. Арбаъин. Сирож ул-муслимин. Муножот. Рисолаи тийр андохтан. МАТ. 20 жилдлик. – Тошкент: Фан, 2000. Ж.16. – 336 б.

Алишер Навоий. Муҳокамату-л-луғатайн / Қосимжон Содиқов таҳлили, табдили ва талқини остида. – Тошкент: Akademnashr, 2017. – 128 б.

Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока. – М.: Наука, 1985. – 366 б.

Алишер Навоий: қомусий луғат. 1 ‒ 2-жилдлар / Масъул муҳаррир Ш.Сирожиддинов. – Тошкент: Sharq, 2016.

Амир Хусрав Деҳлавӣ. Осори мунтахаб. Дар чаҳор ҷилд. Ҷ.1. Ширин ва Хусрав. – Душанбе: Ирфон, 1971. – С. 7-227.

Араслы Н.Г. Ариф Ардебили и его поэма «Фархаднаме»: Афтореф. дис… канд. филол. наук. – Баку, 1969. – 28 с.

Давлатов О. Алишер Навоий шеъриятида Қуръон оятлари ва ҳадисларнинг бадиий талқини. Филол.фан.бўйича фалс.докт. дисс. – Самарқанд, 2017.

Давлатшоҳ Самарқандий. Шоирлар бўстони (“Тазкират уш-шуаро”дан). – Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1981. – 224 б.

Муҳиддинов М. Комил инсон ‒ адабиёт идеали. – Тошкент: Маънавият, 2005. – 208 б.

Муҳиддинов М. Кўнгил ҳайратлари. – Тошкент: Tamaddun, 2021. – 496 б.

Раҳматов Б. Дар бори Хочу ва “Хамса”-и ў / Хочуи Кирмоний. Хамса. – Хуҷанд: Хуросон, 2017. – С. 3-24.

Тоҳиров С. Темурийлар даврида хамсанавислик. – Тошкент: Tamaddun, 2021. – 248 б.

Хоҷуи Кирмонӣ. Хамса. – Хуҷанд: Хуросон, 2017. – 880 саҳ.

Эркинов С. Навоий «Фарҳод ва Ширин»и ва унинг қиёсий таҳлили. ‒ Тошкент, 1971. ‒ 276 б.

Юсупова Д. Алишер Навоий «Хамса»сида мазмун ва ритмнинг бадиий уйғунлиги. – Тошкент: Mumtoz soʻz, 2011. – 144 б.

Ғаниева С. “Муҳокамат ул-луғатайн”нинг изоҳ ва таржималари / МАТ. 20 жилдлик. Ж.16. – Тошкент: Фан, 2000. – Б. 309-322.

Ҳасанов С. Навоийнинг 7 туҳфаси. – Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1991. – 192 б.

Загрузки

Опубликован

2022-06-10