ОБРАЗ ИСКАНДЕРА И СООТНОШЕНИЕ НАВОИ К ЭТОМУ ОБРАЗУ
PDF (Ўзбекча)

Ключевые слова

Искандар Зулкарнайн, «Шахнамэ», Низами, «Искандарнома», Хусрав Дехлави, Абдурахмон Джами, «Хирадномаи Искандарий», Алишер Навои, «Садди Искандарий», преданность, знание, мудрость, совершенный человек Iskandar Dhu’l-Qarnayn, “Shohnama”, Nizami, “Iskandarnoma”, Khusrav Dehlavi, Abdurahmon Jami, “Hiradnomai Iskandariy”, Alisher Navoi, “Saddi Iskandariy”, devotion, knowledge, wisdom, wisdom, perfect man Искандар Зулқарнайн, “Шоҳнома”, Низомий, “Искандарнома”, Хусрав Деҳлавий, Абдураҳмон Жомий, “Хирадномаи Искандарий”, Алишер Навоий, “Садди Искандарий”, ҳиммат, ирфон, орифлик, ҳикмат, комил инсон

Аннотация

В данной статье рассматриваются истоки образа Искандара Зулкарнайна. Исследуется вопрос о связи исторической личности Александра Македонского с литературным образом Искандара Зулкарнайна. В частности, совершенство образа  Искандара Зулкарнайна исследуется в интерпретации дастанов «Шохнома» Фирдавси, «Искандарнома» Низами Гянджеви, «Ойинаи Искандари» Амира Хусрава Дехлави и «Хирадномаи Искандарий» Абдурахмана Джами. Также анализируется своеобразное отношение Навои к этому образу, интерпретируемому в его эпосе «Садди Искандарий». В частности, исследовано его символические и образные особенности. Гениальное творческое мастерство Навои в этом отношении подтверждено примерами. Наследный принц  в эпосе ненавидит трон.  Как храбрый  принц, а затем и предприимчивый царь, покоривший много земель и сердца людей мужеством и отвагой, как просвещённый человек своей эпохи стремившийся к совершенству и знаниям, он в конце жизни уходит в мир иной неудовлетворённым, не достигшим своих заветных целей простой смертный. В статье изучены целый ряд интерпретаций данного образа.

PDF (Ўзбекча)

Библиографические ссылки

Абдураҳмон Жомий. Хирадномаи Искандарий. Форсийдан Ш.Шомуҳамедов таржимаси. – Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1978.

Абу Райҳон Беруний. Қадимги халқлардан қолган ёдгорликлар. – Тошкент: Фан, 1968.

Абулқосим Фирдавсий. Шоҳнома. Иккинчи китоб. – Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1976.

Алишер Навоий. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма томлик. Ўн биринчи том. Садди Искандарий. – Тошкент: Фан, 1993.

Алишер Навоий. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма томлик. Ўн еттинчи том. Насойим ул-муҳаббат. – Тошкент: Фан, 2001.

Алишер Навоий. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма томлик. Ўн иккинчи том. Лисон ут-тайр. – Тошкент: Фан, 1996.

Алишер Навоий. Садди Искандарий (Насрий баёни билан) – Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1991.

Алишер Навоий. Фарҳод ва Ширин (Насрий баёни билан). – Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1989.

Исҳоқов Ё. Нақшбандия таълимоти ва ўзбек адабиёти. – Тошкент: А.Қодирий, 2002.

Комилов Н. Тасаввуф. – Тошкент: Movarounnahr – O‘zbekiston, 2009.

Комилов Н. Ҳикмат ва ибрат достони / Хизр чашмаси. – Тошкент: Маънавият, 2005.

Мавлоно Жалолиддин Румий. Маснавийи маънавий. Форсийдан Ўзбекистон халқ шоири Жамол Камол таржимаси. – Тошкент: Meriyus, 2010.

Низомий Ганжавий. Иқболнома / Искандарнома. Форсийдан Жонибек Субҳон таржимаси. – Тошкент: ARN FLEKS, 2009.

Пегулевская Н.В. Сирийский легенда об Александр Македонском / Палестанский сборник. – Москва, 1958. – С. 86.

Плутарх. Искандар Мақдуний / Подшоҳ ва саркардаларнинг ҳикматли сўзлари. З.Аълам ва У.Отажон таржималари. – Тошкент: Ўзбекистон Миллий энцеклопедияси ДЭН, 2018.

Хондамир. Макорим ул-ахлоқ. – Тошкент: Адабиёт ва санъат, 2015.

Шомуҳамедов Ш., Мусаев Б. Амир Хусрав Деҳлавий. – Тошкент: Фан, 1971.

Юсупова Д. Ўзбек мумтоз ва миллий уйғониш адабиёти (Алишер Навоий даври). – Тошкент: TAMADDUN, 2014.

Ҳусайн Воиз Кошифий. Футувватномаи султоний. Форс-тожик тилидан Н.Комилов таржимаси. – Тошкент: А.Қодирий, 1994.