ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Ключевые слова:
авторитаризм, политические репрессии, централизованное управление, научная свобода, идеологический контроль, верховенство государства, академическая свободаАннотация
В данной статье рассматриваются особенности развития науки в период усиления политических репрессий и централизованного контроля в Советском Союзе. Хотя советская система способствовала значительному прогрессу в таких областях, как исследование космоса и ядерная физика, присущие ей ограничения научной свободы, идеологический контроль и упор на практическое применение существенно повлияли на ее научную траекторию. В статье анализируются особенности развития науки в период советской власти и предлагается взглянуть на взаимоотношения науки и политики с критической точки зрения. Он подчеркивает необходимость баланса между государственной поддержкой и академической свободой для обеспечения научного и интеллектуального прогресса.
Библиографические ссылки
Овсянников Н.А. Победа ленинско-сталинской национальной политики на культурном фронте в УзССР. /Народной образование в УзССР за 15 лет. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:7 – 24. [Ovsyannikov N.A. The victory of the Leninist-Stalinist national policy on the cultural front in the Uzbek SSR. /Public education in the UzSSR for 15 years. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:7 – 24.]
Таканаев Н.М., Рутман Т.М.. Дошкольное воспитание в Узбекистане” /Народной образование в Уз ССР за 15 лет. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:25 – 35. [Takanaev N.M., Rutman T.M.. Preschool education in Uzbekistan” /Public education in the Uzbek SSR for 15 years. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:25 – 35.]
Чиннова В.А. Изучение русского языка в узбекской школе. /Народной образование в Уз ССР за 15 лет”. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:79 – 95. [Chinnova V.A. Studying Russian in an Uzbek school. /Public education in the Uzbek SSR for 15 years.” -T.: Davlat o'quv-pedagogika, 1939. -B: 79 – 95.]
Хусанходжаев И. Повышение квалификации учителей УзССР./ Народной образование в Уз ССР за 15 лет. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:96 – 105. [Хусанходжаев И. Повышение квалификации учителей УзССР./ Народной образование в Уз ССР за 15 лет. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:96 – 105.]
Владимирский Ф.А. Накануне завершения ликвидации неграмотности. /Народной образование в Уз ССР за 15 лет. -T.: Davlat o‘quv-pedagogika, 1939. -B:106 – 117. [Vladimirsky F.A. On the eve of the completion of literacy. /Public education in the Uzbek SSR for 15 years. -T.: Davlat o'quv-pedagogika, 1939. -B: 106 – 117.]
Graham L.R. Rossiya va Sovet Ittifoqidagi fan. Kembrij universiteti matbuoti. (2004). [Graham L.R. Science in Russia and the Soviet Union. Cambridge University Press. (2004).]
Whiteside T. Sovet davlati va fani: Rossiyada «ilmiy ziyolilar»ning yuksalishi, 1917 – 1932-yillar. Kembrij universiteti matbuoti. (2002). [Whiteside T. The Soviet State and Science: The Rise of the "Scientific Intellectuals" in Russia, 1917-1932. Cambridge University Press. (2002).]
Joravskiy D. Lisenko ishi. /Fan, 1970.,167(3918), 461 – 466. [The case of Joravsky D. Lysenko. / Science, 1970., 167(3918), 461 – 466.]
Kozlov V. Sovet fani mafkura soyasida. Rus sharhi, 2012., 71(1), 1 – 19. [Kozlov V. Soviet science in the shadow of ideology. Russian Review, 2012., 71(1), 1 – 19.]
Medvedev Z.A. Sovet genetikasi qarama-qarshiligi: qayta baholash./ Fan, 1969., 165(3891), 447 – 451. [Medvedev Z.A. The controversy of Soviet genetics: a reappraisal./ Science, 1969., 165(3891), 447 – 451.]