ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЭЗИИ АБДУРАХИМА ПРАТОВА

Авторы

  • Озодахан Мусаева

Ключевые слова:

древность, Туркестан, Родина, история, ценность, язык, умение, мудрость, художественное мышление, повторение, пословица, лингводидактический анализ, лексический вариант

Аннотация

В процессе межкультурной интеграции, которая считается огромным социально- историческим явлением в глобализирующемся мире, национальная культура каждого народа служит обновлению мира, обогащению мышления человечества, повышению его культурного уровня при сохранении национальной самобытности. В истории, судьбе и культуре двух братьев, узбекского и казахского народов, живущих бок о бок в Центральной Азии, где проходил Великий Шелковый путь, много общего. Такие черты, как эпичность в казахской литературе, склонность к народно-устной литературе внесли достойный вклад в обогащение более яркими красками узбекской литературы, формировавшейся в духе классических традиций. Представителей двух народных литератур можно сравнить с близнецами. Абдирахим Пратов, известный поэт и переводчик, живущий в Казахстане и работающий на узбекском языке, имеет в своих стихах мысли и чувства, близкие и гармонирующие с бодрствующей душой современника, живущего мировыми заботами, переменами в мире. человеческая психика, перспектива страны и мысли о человеческой судьбе. Поскольку основным элементом художественного произведения является слово, то его язык и умение автора пользоваться средствами языка имеют большое значение для поднятия его на уровень истинного искусства. В данной статье лингвокультурологические основы художественного текста изучаются на примере стихотворений Абдирахима Пратова, известного узбекского поэта из Казахстана.

Библиографические ссылки

Ҳакимов М. Ўзбек прагмалингвистикаси асослари. Тошкент: Akademnashr, 2013. 2.Маҳмудов Н. Тил. Тошкент: Ёзувчи, 1998.

Нурмонов А. Тилшуносликнинг психология билан муносабати // Танланган асарлар. 3 жилдлик. – Тошкент: Академнашр, 2012.

Саттор М. Ўзбекнинг гапи қизиқ. Т.: “ФАН”, 1994.

Сейданов Қ. Навоий ва Абай.Ўзбек – қозоқ адабий алоқалари.Т.: “Машҳур – пресс”, 2018.. 6.Сапарбай И. Сўнг сўз ўрнида. Алмати.: “Дала”, 2003. Б.-106

Шарафиддинов О. Адабиёт тилдан бошланади. Ўзбекистон адабиёти ва санъати. Т.: 1986, 5 сентябрь.

Мадаев О. Алимбеков А. Қардош халқлар дўстлиги рамзи. Ўзбек – қозоқ адабий алоқалари. Т.: “Машҳур Пресс” нашриёти , 2018. Б.-57.

Каримов С.Стилистика асослари.Т.: “Ўзбекистон” нашриёти, 2014. 10.Туркистонлик шоир ва ижодкорлар. Тўплам. –Туркистон, 2013.

Воҳидов Э. Шоиру шеъру шуур. Т.: “Ўзбекистон”, 1980.

Ўзбек тилининг изоҳли луғати. Т.: Қомуслар Бош таҳририяти, 1992.

Раҳматуллаев Ш. Ўзбек тилининг фразеологик луғати. Т.: Қомуслар Бош таҳририяти, 1997. 15.Орифжонов Н. Сўзбоши.Танланган асарлар. Алмати.: “Дала”, 2003.

Буркитбоева Ш.. Тәуелсіз Қазақстандағы түркі халықтары поэзиясы: тарихи таным және ұлттық бірегейлік (ахыска түріктері, өзбек, ұйғыр, татар ақындарының шығармалары бойынша) 6D021200 - Тұркітану Философия докторы (PhD) дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация. Қазақстан Республикасы, Алматы, 2021.

Исҳоқов Ё. Сўз санъати сўзлиги. Т.: “Ўзбекистон” нашриёти, 2014.

Ўзбекистон миллий энциклопедияси.3-ж.Т.:2003.

Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 3-жилд. Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2007.

Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 5-жилд. Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2007. Б.138.

Туркистонлик шоир ва ижодкорлар. Тўплам. –Туркистон, 2013.

Ўзбек халқ мақоллари. Т.: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1989.

Маънолар махзани. Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2018.

Маънавият. Асосий тушунчалар луғати.Т.: “Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти” нашриёти, 2021.

Загрузки

Опубликован

2024-09-28