МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Авторы

  • Мадаева Шахноза Амануллаевна

Ключевые слова:

Мусульманское правоведение, фикх, ханафия, ханафитская школа фикха, идентификация, философия истории, школа ориентализма

Аннотация

Изучение истории исламского права имеет научные основы, которые включают в себя широкую теоретическую базу и методологические подходы, сформировавшиеся целенаправленно или спонтанно в течение всего периода его развития. Какой бы разнообразной ни была данная историческая система, и несмотря на её целевые интересы, она появилась на основе закономерностей научного мышления. Изучение истории научного наследия ханафитской школы фикха имеет свои корни и положения, которые открывают путь для данных исследований. Усложнение процессов межкультурной коммуникации в эпоху глобализации, обнаружение факторов ислама, исламофобии и специфика мусульманских общин открыли новый период развития исламоведения, особенно, в развитии исламских правовых учений. Однако это не стало панацеей для правильного методологического решения искомых исследований. Данная статья направлена на всестороннее ознакомление с источниками изучения мусульманского права, нахождения общего конструктивного подхода к вопросам исламского права, определению задач, связанных с логическими, методологическими и современными процессами.

Библиографические ссылки

Торнау Н.Е. Изложение началь мусульманского законоведения. – Санктпетербург: 1850.

Goldsier I. Muhammedanische Studien, T. 1—2, Halle, 1889—90;

Лекции об исламе, СПБ, 1912;

Культ святых в исламе, М., 1938.

Grunebaum K. Mediaval Islam, Chikago, 1946:

Grunebaum K. Unity and variety in Muslim civilization, Chikago, 1955;

Grunebaum K. Classicisme et declin culturel dans l'histoire de I'lslam, P., 1957;

Grunebaum K. Modern Islam, Berk. — Los Angeless, 1962;

Grunebaum K. Classical Islam, L., 1970;

Grunebaum K. Studien zum Kulturbild und Selbstverständniss des Islams, Z. — Stuttgart, 1969.

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское права. –М: Наука, 1986.

http://kitap.net.ru/bartold/2.php

Климович Л.И. Книга о коране. – Москва: Наука, 1986.

Степенянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока XIX—XX вв. — М.: Наука, 1974.

Левин З.И. Ислам и национализм в странах Зарубежного Востока.- М.: Наука, 1988

Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке (Колониальный период). - М.: Восточная литература, 1993

Левин З.И. Общественная мысль на Востоке (Постколониальный период). М.: Восточная литература, 1999

Левин З.И. Менталитет диаспоры. М.: ИВРАН, «КРАФТ+», 2001

Левин З.И. Рефома в исламе: быть или не быть? М.: ИВРАН, «КРАФТ+», 2005

Левин З.И. Восток: идентичность и глобализация. М.: ИВРАН, 2007

Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское права. –М: Наука, 1986.

Бернард Дж. Вайс. Дух мусулманского права. Москва — Санкт-Петербург : ДИЛЯ, 2008

Khaled Abou El Fadl. Soul searching and the spirit of shari‘a// http://law.wustl.edu/wugslr/issues/volume1/p553el%20fadl.pdf

Абдулҳаким Шаръий Жузжоний. Ислом ҳуқуқшунослиги, ханафий мазҳаби ва Ўрта Осиё факиҳлари. –Тошкент: Ислом университети нашрёти, 2001.

Жузжоний А. Марғиноний ва унинг издошлари. Тошкент:. 2000

Муминов А. Ханафитский мазхаб в Центральной Азии. Алма-ата, 2015

Шебанов А.Ф. Основы мусульманского права. –Москва: Наука, 1968

Боголюбов А.С. К вопросу о рационалистическом принципе ар-раъй в ранне мусульманской прававой науке.- Арабские страны: история, эканомика. – М: 1974

Мухаммад ибн абд ал-Карим аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах(Китаб ал-милал ва-н-нихал).Часть 1. Ислам. Перевод с арабского, введ. И коммент. С.М.Прозорова. –М: 1984

Абулфазл Ибн Манзур. Лисонул-араб. 3-жилд, 421-422 бетлар, Бейрут, Дор Содир, 1997. 510 б. Бу хақда қаранг: Абдулҳаким Шаръий Жузжоний. Ислом ҳуқуқшунослиги, ҳанафий мазҳаби ва Ўрта Осиё факиҳлари. –Тошкент: Ислом университети нашрёти, 2001

Ислом энциклопедияси, 11-жилд, 424-бет, 1970 й. Истанбул. Бу ҳақда қаранг: Абдулҳаким Шаръий Жузжоний. Ислом ҳуқуқшунослиги, ҳанафий мазҳаби ва Ўрта Осиё факиҳлари. –Тошкент: Ислом университети нашрёти, 2001

Абдулло Аҳмад ан-Наим. Ислом қонунларини ривожлантириш йўлида. – Қоҳира: Сино нашри, 1994. 42-бет. Бу ҳақда қаранг: Абдулҳаким Шаръий Жузжоний. Ислом ҳуқуқшунослиги, ҳанафий мазҳаби ва Ўрта Осиё факиҳлари. –Тошкент: Ислом университети нашрёти, 2001

Eduard Sachau.Muhammedanisches recht nach schafiitischer lehre -Stuttgart, Berlin, W. Spemann, 1897

«Усулул фиқҳ» илми тарихи: Бу ҳақда қаранг: http://islom.uz/content/view/1212/159/

Загрузки

Опубликован

2021-08-21