МЕСТО ИСКУССТВА САДЖ В ДЕБОЧЕ АЛИШЕРА НАВОИ

Авторы

  • Каримова Фарида Исаковна

Ключевые слова:

диван, вступление к дивану, стиль, приём саджъ, полный саджъ (саджъи мутавозий), рифмованный саджъ (саджъи мутарраф), метрический саджъ (саджъи мутавозин)

Аннотация

В статье рассматривается значение вступлений как важного и достоверного источника в изучении жизни и творчества поэтов, вступление и его особенности. В частности, подчеркивается, что вступлении дивана имеют особое значение с точки зрения постановки и содержания вопросов, композиции и стиля повествования. В вступлении содержатся сведения о биографии поэта, литературной деятельности, истории создания произведений, литературно-эстетических взглядах. Вступление написано в восточном классическом стиле, в повествовании преобладает использование искусства саджъа. В статье изучены примеры приёма саджъ в вступлениях к диванам “Бадоеъ ул-бидоя” и “Хазойин ул-маоний” Алишера Наваи. Также анализированы вопросы саджъ как один из основных стилистических свойств вступлений к диванам и мастерство поэта в применении данного приёма. При разъяснении сути вопросов, затронутых в вступлении, анализируется важность использования трех видов саджа - саджи мутавази, саджи мутарраф и саджи мутавозин.

Библиографические ссылки

Абдураҳмон Жомий «Воситат ул-иқд», «Хотимат ул-ҳаёт». Иккинчи ва учинчи девонлар. Танқидий матн. – М., 1980.

Абдураҳмон Жомий «Фотиҳат аш-шабоб». Биринчи девон. Танқидий матн. – М., 1978.

Алишер Навоий асарлари луғати. / Порсо Шамсиев таҳрири остида. – Тошкент: Фан, 1971.

Алишер Навоий. Бадоеъ ул-бидоя. МАТ, 20-жилдлик, 1-жилд. – Тошкент: Фан, 1987.

Алишер Навоий. Ғаройиб ус-сиғар.МАТ, 20-жилдлик, 3-жилд. – Тошкент: Фан, 1989.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами, 10-жилдлик, 1-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.

Алишер Навоий. Тўла асарлар тўплами, 10-жилдлик, 4-жилд. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги НМИУ, 2011.

Алишер Навоий: қомусий луғат. 1-2-жилдлар. / Масъул муҳаррир: Ш.Сирожиддинов. – Тошкент: Шарқ, 2016.

Атоуллоҳ Ҳусайний. Бадойиъу-с-санойиъ. – Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1981. 10. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. ИВЛ. – М.: 1960, стр. 438.

Иззат Султон. Адабиёт назарияси. – Тошкент: Ўқитувчи, 2005.

Исҳоқов Ё. Навоий ва ўзбек шеъриятидаги услублар масаласи // Ўзбек тили ва адабиёти, 1990, 5-сон.

Исҳоқов Ё.Навоий поэтикаси. – Тошкент: Фан, 1983.

Саноий. Девон. ЎзРФАШИ, қўлёзма, инв.№ 760.

Саримсоқов Б. Ўзбек адабиётида сажъ. – Тошкент: Фан, 1978.

Хусрав Деҳлавий. Девон, «Васат ул-ҳаёт», ЎзРФАШИ, инв. №9661/III.

Хусрав Деҳлавий. Девон, «Ғуррат ул-камол», ЎзРФАШИ, инв. № 178.

Хусрав Деҳлавий. Девон, «Ғуррат ул-камол», ЎзРФАШИ, инв. № 9661/VI.

Хусрав Деҳлавий. Девон, «Туҳфат ус-сиғар», ЎзРФАШИ, инв. №9661/I.

Шомуҳамедов Ш., Мусаев Б. Амир Хусрав Деҳлавий. – Тошкент: 1971.

Ҳайитметов А. Алишер Навоий бадиий-поэтик услуби юзасидан мулоҳазалар.// Ўзбек адабиёти тарихи масалалари. – Тошкент: Фан, 1976.

Загрузки

Опубликован

2022-06-10