ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК НАВОИ ОБРАЗА «ЗЕРКАЛО» В ЛИТЕРАТУРЕ ТАСАВВУФА
Ключевые слова:
литература тасаввуфа, зеркало, образ, таинство, проявление, Алишер Наваи, дастан, Фарход и Ширин, урчинлук (железный человек), Пятерица, метод зеркалаАннотация
В статье приводится научный анализ истории воззрений о поэтическом образе зеркала, который имел важное значение и долгое время использовался в литературе тасаввуфа. В частности, обобщаются взгляды Ибн ал-Араби, Фаридуддина Аттора, Жалолиддина Руми, Низами Ганжави, Хусрава Деҳлави, Ходжа Мухаммада Порсо, Абдурахмана Джами, Жаъфара Сажжоди о толковании данного образа и делаются выводы о сущности проявления зеркала. Соответствие между толкованием зеркала в учении тасаввуф и использованием в литературных произведениях автор расскрывает на примере дастанов Алишера Наваи. Так, продемонстрировано мастерство поэта по использованию образа зеркала в дастане “Фарход и Ширин”. Доказано, что дастан никак не является подражательством “Хусраву и Ширину”, как утверждают некоторые западные исследователи, а занимает особое место в мировой литературе как созданное на высоком уровне произведение с новым сюжетом и композицией, благодаря именно новому толкованию образа зеркала в истории создания пятерицы. Впервые научно обосновано создание дастана на основе метода зеркала.
Библиографические ссылки
Алишер Навоий. Танланган асарлар тўплами. Х жилдлик, VI ж. – Тошкент: Ўзбекистон Матбуот ва ахборот агентлиги, Ғ.Ғулом номидаги НМИУ, 2011. – Б. 14 – 15.
Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М.: «Наука», 1965. – С. 133.
Hamid Algar. Jāmī and Ibn ‘Arabī: Khātam al-Shu‘arā’ and Khātam Al-Awliyā’// Ишрак. Ежегодник исламской философии. – Москва: Издательская фирма «Восточная литература», №3, 2012. – С. 138 – 158.
Эркинов С. Навоий “Фарҳод ва Ширин”и ва унинг қиёсий таҳлили. – Тошкент: “Фан”, 1971.
Жабборов Нурбой. Икки буюк хамсанавис ижод концепцияси. //Жаҳон адабиёти, 2021, 6-сон. ¬– Б. 181-182.
Муҳаммад Зоҳид Қутқу ибн Иброҳим ал-Бурсавий. Аҳли суннат вал-жамоат ақоиди. Иккинчи китоб. Шарҳи Омолий. Алийюл Қорий шарҳи асосида. /Мутаржим Мирзо Кенжабек. -Т.: Мовароуннаҳр, 1999. – Б.20.
Насафий, Азизиддин. Комил инсон (Олим Давлатов таржимаси). – “Жаҳон адабиёти” журнали. 2/2019. – Б.37.
Прозоров С.М. Мистическая любовь к Богу как доминирующая идея суфийского пути. – Москва: Ишрак. Ежегодник исламской философии. 214/№5. – С. 258.
Қаюмов А. “Фарҳод ва Ширин” сирлари. – Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1979. – Б. 66.
Сувон Мели. “Фарҳод ва Ширин” достонида фано концепцияси. ЎТА, №1. 2019.
فرهنك اصطلاحات و تعبيرات عرفانى / تأليف جعفر سجادى ـ تهران: طهورى، 1370. ص. 45،
خواجه محمد بارسا. شح فصوص الحكم. – تهران: مركز نشر دانشكاهى تهران, 1344. ص. 54
ЎзР ФА ШИ Қўлёзмалар хазинаси, PN 1331 рақамли қўлёзма. – В.605б.
عليشير نوايى. فرهاد و شيرين. علمي تنقيدى متن. تاشكنت: