СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ХИВИНСКИХ ИНАКОВ. ДОЛЖНОСТИ И ЗВАНИЯ

Авторы

  • Тулкин Дустбобоевич Худойкулов

Ключевые слова:

Мухаммадамин инак, шайхулислам, мутавалли, наиб, оталик, инок, мираб, бий, парваначи, ака, арбаб, чигатай-иноки, вазир, кушбеги, Мунис, Агахий, Баяний, Абулгози V, Элтузар сын Аваз инак, вакф, сипахий, сарбаз, сардар, саркарда, сартиб, сарханг, ахраник, тунатар, тункатар, тугчи, тугчибаши, тупчи, тура, удайчи, шамхолчи, шигавул, шатир, элликбаши, эшикогаси, юзбаши, ясавул, ясавулбаши, унбаши, киличкар, кази аскар, кази урду, каравул, каровулбеги, кушбеги, хаким

Аннотация

В этой статье мы дадим некоторую информацию о начале глубокого политического кризиса в Хивинском ханстве с середины XVIII века и его причинах. Также к 1770 году началось правление представителей кунградского семени, также была предоставлена некоторая информация о приходе к власти одного из их замечательных лидеров Мухаммеда инака (1770-1790 годы). В частности, Мухаммади инак нанес страшный удар по островным мангитам (1787 год), которые пытались восстановить свое правление в Хивинском ханстве с целью стабилизации внутренней политики, их сужения, проведения административных реформ в управлении страной, начиная с конца XVIII века, во время правления Мухаммади инака и его сына Аваза инаки, последовали следующие события. Был проанализирован ряд данных о том, что военные создали совет по семеноводству, состоящий из аскар баши опираясь на местные источники.

Библиографические ссылки

Мунис ва Огаҳий. Фирдавс ул-иқбол, 47 б вар. (Munis and Ogahi. Firdavs ul-iqbal, 47 b.)

Огаҳий. Жомиъ ул-воқеоти султоний //Қўлёзма, ЎзФАШИ. – №9756; Риёз уд-давла // Қўлёзма, ЎзФАШИ. – №821/II. (Ogahi. Jami 'ul-waqoti sultani // Manuscript, UzFASHI. - 759756; Riyaz ud-davla // Manuscript, UzFASHI. - 21821 / II.)

Баёний. Шажараи хоразмшоҳий //Қўлёзма, ЎзФАШИ. – №9596; Хоразм тарихи //Қўлёзма, ЎзФАШИ. – №7421. (Bayoniy. Shazharai khorazmshiy //Manuscript, UzFASHI. - №9596; History of Khorezm // Manuscript, UzFASHI. - №7421.)

Воҳидов Ш. Қўқон хонлиги ва Бухоро амирлигида унвон ва мансаблар. – Тошкент.: ФА Ҳ.Сулаймонов номидаги Қўлёзмалар институти, 1996; Қўқон хонлигида унвон ва мансаблар // Шарқ юлдузи, 1995. – №3, 4. –214-223 б; Ш.Воҳидов ва С.Сабурова. Хива хонлигида унвон ва мансаблар //Ўзбекистонда ижтимоий фанлар. 1998. – №3. 39-46 б; Воҳидов Ш., Холиқова Р. Марказий Осиёдаги давлат бошқаруви тарихидан. –Тошкент: Янги аср авлоди. 2006. – 48-70. (Vohidov Sh. Titles and positions in the Kokand Khanate and the Emirate of Bukhara. - Tashkent .: Institute of Manuscripts named after H. Suleymanov, 1996; Titles and positions in the Kokand khanate // Sharq yulduzi, 1995. - №3, 4. –214-223 p; Sh.Vakhidov and S.Saburova. Titles and positions in Khiva khanate // Social sciences in Uzbekistan. 1998. - №3. 39-46 b; Vohidov Sh., Kholikova R. From the history of public administration in Central Asia. - Tashkent: New generation. 2006. - 48-70.)

Мунис ва Огаҳий. Фирдавс ул-иқбол. – Б.91. (Munis and Ogahi. Firdavs ul-iqbal. - B.91.)

Мусулмон давлатларидан шайхулислом (дин) ва давлат ўртасидаги анъанавий муносабатлар Усмонли Туркия мисолида ўрганилган. Қаранг: Sencer M. Osmanlilarda din ve devlet. – Istanbul, 1974; Pixley M. The devolepment and role of the seyhuūlislam in early Ottoman history // Journal of the American oriental Society. – Baltimore, 1976, t. 96. – № 1. – Р. 92; Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в XVI-XVIII вв. / Ислам в истории народов Востока. – Москва: Наука, 1981. – С.51-62.Яна қаранг: Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве / Сочинения, т. VI. – Москва: Наука, 1966. – С.309.; Шу муаллиф. Халиф и султан. Там же. – С.18-24. (The traditional relationship between Sheikh al-Islam (religion) and the state from Muslim countries is studied in the example of Ottoman Turkey. See Sencer M. Religion and state in the Ottomans. - Istanbul, 1974; Pixley M. The devolepment and role of the seyhuūlislam in early Ottoman history // Journal of the American oriental Society. - Baltimore, 1976, vol. 96. - № 1. - R. 92; Meyer M.S. On the relationship between secular and spiritual power in the Ottoman political system in the 16th-18th centuries. / Islam in the history of the peoples of the East. - Moscow: Nauka, 1981. - pp. 51-62. See also Bartold V.V. Theocratic idea and secular power in the Muslim state / Sochineniya, t. VI. - Moscow: Nauka, 1966. - P.309 .; This is the author. Caliph and sultan. That's me. - P.18-24.)

Воҳидов Ш ва С.Сабурова. Хива хонлигида унвон ва мансаблар //Ўзбекистонда ижтимоий фанлар. 1998. – №3. 39-46 б; (Vohidov Sh and S.Saburova. Titles and positions in Khiva khanate // Social sciences in Uzbekistan. 1998. - №3. 39-46 b)

Мунис ва Огаҳий. Фирдавс ул-иқбол. – Б. 63. (Munis and Ogahi. Firdavs ul-iqbal. - P. 63.)

Костенко Л.Ф. Город Хива в 1873 г. -СПб., 1874. – С. 24. (Kostenko L.F. City of Khiva in 1873 -SPb., 1874. - p. 24.)

Иванин М.И. Сведения Хивинском ханстве //Манфактура и торговли. 1873. – №4. – С. 154. (Ivanin M.I. Information to the Khiva Khanate // Manfaktura and Trade. 1873. - No. 4. - S. 154.)

Хива хонлигида ов ва саёсат ишларини калон халифа, овчи халифа бошқарар эди. Бухоро ва Қўқонда қушбеги, қушчилар бўлган. Қар.: Воҳидов Ш. Қўқон хонлигида унвон ва мансаблар //Шарқ юлдузи. 1995. – №3, 4. – Б.87, 103. (11. In the Khiva khanate, hunting and politics were headed by a senior caliph, a hunter caliph. In Bukhara and Kokand there were birds, birders. See: Vohidov Sh. Titles and positions in the Kokand khanate // Sharq yulduzi. 1995. - №3, 4. - B.87, 103)

Залесов Н. Посольство в Хиву капитана Никифорова в 1841 г. //ВС. Т. XXVI, 1861. Ч. II. – С. 65. (Zalesov N. Embassy in Xivu Captain Nikiforova in 1841 // VS. T. XXVI, 1861. Ch. II. - P. 65)

Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII веке //ЗРГО. -СПб., 1909. – С. 301. (Bartold V.V. Ceremonial at the court of the Uzbek khans in the 17th century // ZRGO. -SPb., 1909. - P. 301.)

Баёний. Хоразм тарихи, 328а вар. (Bayoniy. There is a history of Khorezm, 328a.)

Болтаев А. Хоразм тарихига оид ҳужжатлар. – №9320, 90а вар. ( Boltaev A. Documents on the history of Khorezm. - №9320, 90a var.)

Кун. Л.А. Культурный оазис Хивинского ханства //ТВ. 1874. – С. 2. (Kuhn. L.A. Cultural oasis of the Khiva Khanate // TV. 1874 .-- P. 2. )

Ҳасан Мурод Муҳаммад Амин ўғли. Хоразм тарихига доир материаллар. – Б. 173-175.(17. Hasan Murad Muhammad Amin oglu. Materials on the history of Khorezm. – P. 173-175.)

Сабурова С. XIX аср ва ХХ аср бошларида Хива хонлигининг давлат тизими. Тарих фан. ном. дисс. – Тошкент., 2002. – Б. 120 ва кейингилари. (Saburova S. The state system of the Khiva khanate in the XIX and early XX centuries. History fan. nom. diss. - Toshkent., 2002. - Б. 120 and later.)

Баёний. Хоразм тарихи, 376 а вар. (Bayoniy. There is a history of Khorezm, 376a.)

Воҳидов Ш., Холиқова Р. Марказий Осиёдаги давлат бошқаруви тарихидан. –Тошкент: Янги аср авлоди. 2006. – 48-70. (Vohidov Sh., Kholikova R. From the history of public administration in Central Asia. - Tashkent: New generation. 2006. - 48-70.)

Загрузки

Опубликован

2022-01-20

Выпуск

Раздел

Статьи