ОСНОВА И ПРОДВИЖЕНИЕ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ В ФИЛОСОФИИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Ключевые слова:
табийюн, машшойюн, ишрокиюн, редукция, субсциональная концепция, реляционная концепция, натурфилософия, перипатетизм, деизм, бытие, субстанция, движение, пространство, время, воображение, материя, душа, атрибут, инструментальныйАннотация
Сегодня важно изучить важные идеи восточной философии в области естествознания и важные концептуальные идеи в учениях мыслителей по этому предмету. Необходимость изучения средневековой мусульманской философии В африканских странах вопрос о роли духовные традиции, в том числе традиции, основанные на Беруни, в современной идеологической жизни имеют большое значение. Была проанализирована концепция восточного аристотелизма, представляющая не только философскую систему или доктрину Аристотеля, но и рационализм, прочно связанный с натурфилософией, а через него - средневековая рационалистическая философия. Его неустанная борьба за независимость привела к распространению достижений индийской, среднеазиатской, иранской и особенно греческой научной мысли, которые способствовали развитию светской науки. В X веке в Самарканде было 17 медресе, в одном только Самарканде, которые во время халифата имели большую библиотеку и астрономическую обсерваторию, которые, как считается, сделали радикальный поворот в культурной жизни.
Библиографические ссылки
Abu Rayxon Beruniyning o`z asarlariga o`zi tuzgan ro`yxati //Beruniy tug`ilgan kunining 1000 yilligiga bag`ishlangan to`plam. – Toshkent: Fan. 1973. – B.230-243;
Ashurov G. Filosofskie vzglyady Nosiri Xisrava. – Dushanbe, 1965. - S. 101-102.
Al-Farabi. O tom, chto doljno predshestvovat izucheniyu filosofii //Al-Farabi. Filosofskie traktaty. Alma – Ata: Nauka,
Brockelmann C. Geschiete der arabischen Litteratur. Bd. I-II. -Weimar-Berlin. 1948;
Frolova V.A. Problemy very i znaniya v arabskoy filosofii. – M.: Nauka, 1983. -169 s.
Ley, German. Ocherki istorii srednevekogo materializma. – M.: IIL, 1962. - 588 s.
Ley Hermann. Geschichte der Aufklarung und des Atheismus.-Berlin: 1966. - P. 1-2.
Karimov U.I. Neizvestnoe sochinenie ar-Razi “Kniga tayny tayn” – Tashkent: Fan, 1957.
Klassicheskaya nauka v Sredney Azii i sovremennaya sivilizasiya. - Tashkent: 2000. - 416 s.;
Nosirov A. Beruniy to`g`risida bo`lgan manbalarning qisqacha mazmuni //Beruniy – o`rta asrning buyuk olimi. – Toshkent: O`zFA, 1950. - 168 b.
. Umarova R. Promotion and substantiation of natural philosophical ideas in the philosophy of medieval Muslim peoples // Philosophy and Life.2020.№8.-P.108-120
Petrushevskiy I.P.Islam v Irane. Kurs leksiy. -SPb. 1996. –S. 62-73; Usmonov M.A. Islom aqidalari va marosimlari. – Toshkent:O`zbekiston, 1975.- 120 b.
Polosin V.V. “Fixrist” Ibn an-Nodima kak istoriko – kulturniy pamyatnik X v. - M.: Nauka, 1989.
Qur’oni Karim. Tarjima va ilmiy-tarixiy izohlar. 1-kitob. Usmonov M.A, Irisov A., Abdullaev I., Uvatov U. – Toshkent: Fan, 2004. – B. 67-68.
Qodirov M. Markaziy Osiyo, YAqin va O`rta SHarq xalqlari falsafiy tafakkuri. - Toshkent: Falsafa va huquq, 2009. – B.17.
Rasulov A., Abdurahmonov M. Beruniy bilan Ibn Sinoning savol-javoblari. - Toshkent: Fan, 1956;
Shermuxammedova N.A.Borliq va rivojlanish falsafaksi.- T.:Noshir, 2013,720b.
To`raev B.O. Hozirgi zamon tabiatshunosligi konsepsiyalari fani bo`yicha asosiy tushunchalarga izohli lug`at. – Toshkent: Tafakkur, 2009. – B. 7.
To`raev B.O. Borliq // Falsafa darsligi. –Toshkent: O`zbekiston, 2005. – B. 45.
Sharipov A. Maloizvestnye stranisy perepiski mejdu Biruni i Ibn Sinoy //Obshestvennye nauki v Uzbekistane, - 1965. - № 11;
Sharipov A Velikiy myslitel Beruni. -Tashkent: Uzbekistan, 1972. – S. 12;
Sarton G.S. Intraduction to the history of Science. Baltimore. 1927. vol.I. 622-630;
Xayrullaev. M. Mirovozzrenie Farabi i yego znachenie v istorii filosofii. – Toshkent: Fan, 1967. – S. 179
Xayrullaev. M. Uyg`onish davri va SHarq mutafakkiri. – Toshkent: O`zbekiston, 1971. – B. 118-119.
Ramatov J, Umarova R Theoretical and ideological sources of beruni's philosophical views // ACADEMICIA: T10.№11.S-1974-1980.