МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ

Авторы

  • Омонулла Салихов

Ключевые слова:

Узбекистан, монументальная живопись, градостроительство, художественное наследие, творчество, произведение, цвет, комплекс

Аннотация

В статье анализируются особенности становления школы живописи в Узбекистане в ХХ веке, гармония живописи с современной градостроительством, анализ творчества монументальных живописцев. В частности, в произведениях Б. Джалолова, одного из самых выдающихся художников в области монументальной живописи, мы видим, что он мастерски соединил сильные традиции академической школы, эстетику западного и восточного искусства. Его работы можно увидеть в серии фресок. В интерьере концертного дворца «Туркистон» в Ташкенте содержится аналитическая информация о творчестве Умара Хайяма над восточной лирикой, «Никто не сказал, почему я родился» в Национальном банке Узбекистана, а также о его монументальных произведениях во многих других регионах. На примере Самарканда А.Исаев был одним из самых разносторонних художников в области монументальной живописи, он же написал «Великий шелковый путь» на стенах фойе Института иностранных языков и «Дружбу народов» для фойе академичкского лицея института,  Примеры «История Самарканда» для гостиницы «Афросияб», в Самаркандском сельскохозяйственном институте, такие как «Щедрость Матери-Земли», 41 керамическое панно на Ташкентской улице и многие другие монументальные живописы. По краскам в произведениях художника можно представить, что художник сыграл мелодию в лирическом тоне. В статье отмечается, что практически во всех композициях характерно описание работ художника, такое как наблюдение теплоты, набор теплых тонов, восточных красок, патриотическое настроение, что характерно для всех художников.

Библиографические ссылки

Эгамбердиев. A. Жанровая живописъ Узбекистана. – Ташкент, 1998 (Egamberdiev. A. Genre painting of Uzbekistan. - Tashkent, 1998).

Ўзбекистон санъати (1991 – 2001 йиллар). A. Ҳакимов мухаррирлиги остида. – Тошкент, 2001(Art of Uzbekistan (1991-2001). Edited by A. Hakimov. - Tashkent, 2001).

Абдуллаев Н.У. Санъат тарихи. – Тошкент., 1-том, Санъат, 2001 (Abdullaev N.U. Art history. - Tashkent., Volume 1, “Art”, 2001).

Aбдуллаев Н. Санъат тарихи. .2-том. –Тошкент, 2001 (Abdullaev N. Art history. .2-tom. - Tashkent, 2001).

Барноева Ш., Исаев Н. Маҳобатли рангтасвирнинг замонавий меъморчиликдаги ўрни // “Таълим, фан ва ишлаб чиқариш интеграциясида интеллектуал салоҳиятли ёшлар-мамлакат тараққиётининг муҳим омили” мавзусидаги XIII республика илмий-амалий конференцияси материаллари, I қисм (2016 йил, 29-30 апрел). – Самарқанд, 2016. – Б. 30-41 (Barnoeva Sh., Isaev N. The role of monumental painting in modern architecture // Proceedings of the XIII Republican scientific-practical conference "Intellectual youth in the integration of education, science and industry - an important factor in the development of the country", Part I (April 29-30, 2016). - Samarkand, 2016. – P. 30-41).

Ҳасанов Р. Тасвирий санъат асослари. – Тошкент: “Ғ.Ғулом номидаги нашриёт матбаа ижодийт уйи”, 2009 (Hasanov R. Fundamentals of Fine Arts. - Tashkent: "Publishing House of Publishing House named after G. Gulom", 2009).

Ҳасанов Р., Эгамов Х. Мактаб тасвирий санъат дарслари. – Тошкент, 1995 (Hasanov R., Egamov X. School fine arts classes. - Tashkent, 1995).

Халилов Р. Рисунок, Издательство «Наврўз» 2013 (Xalilov R. Risunok, Publishing House "Navruz" 2013).

Барбер Б. Full ourse of the drawing‖, Barselona-2014 (Barber B. Full ourse of the drawing‖, Barcelona-2014)

Ўзбек тасвирий санъатининг баҳодири// Мафтуна Муҳаммадаминова тайёрлади. “Жаҳон адабиёти”, 2013 йил, 5-сон// https://ziyouz.uz/ilm-va-fan/sanat/uzbek-tasviriy-sanatining-bahodiri (Hero of Uzbek fine arts // Prepared by Maftuna Muhammadaminova. “World literature”, 2013, issue 5 // https://ziyouz.uz/ilm-va-fan/sanat/uzbek-tasviriy-sanatining-bahodiri).

Загрузки

Опубликован

2021-07-18

Выпуск

Раздел

Статьи