ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
PDF (Ўзбекча)

Ключевые слова

Крупные налогоплательщики, фискальная политика, налоговая администрирования, доходы бюджета, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, пороговых значение налогообложения Large taxpayers, fiscal policy, tax administration, budget revenues, value added tax, income tax, tax thresholds Йирик солиқ тўловчилар, бюджет-солиқ сиёсати, солиқ мамуриятчилиги, бюджет даромадлари, қўшилган қиймат солиғи, фойда солиғи, солиқ солишнинг чегаравий миқдорлари

Аннотация

В данной статье описаны этапы совершенствования налогового администрирования в Республике Узбекистан, в частности, реформы по определению критериев включения в категорию крупных налогоплательщиков. Предложены научные подходы к фискальным реформам, которые способствуют развитию хозяйствующих субъектов в стране.

Целью исследования является разработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование налогового администрирования крупных налогоплательщиков.

Научная новизна исследования:

  1. Научно обоснована необходимость одновременного проведения реформ, направленных на создание равных условий для всех субъектов хозяйствования при совершенствовании налогового администрирования в Республике Узбекистан.
  2. Доказана целесообразность определения критериев включения юридических лиц в категорию крупных налогоплательщиков на основе международного опыта и практики.
  3. Научно обоснованно необходимость изменения пороговых значение для налогоплательщиков упрощенным и обобщенным форме с целью повышения эффективности налогового администрирования совместно образом является с налоговой администрацией крупных налогоплательщиков в стране.
PDF (Ўзбекча)

Библиографические ссылки

Ahmed M.A. Pakistan: wither tax reforms– the case of large taxpayers’ unit, Islamabad // Journal of Tax Reform. 2018. Vol. 4, No. 3. Р. 202–222.

Grob P. Tax governance and justified trust [online] // Taxation in Australia. 2017. Vol. 52, No. 5. Р. 261–265.

Akhand Z. Understanding the effects of coercive and persuasive tax compliance tools on large corporate taxpayers [online] // Journal of Australian Taxation. 2014. Vol. 16, No. 2. Р. 206–258.

Пепеляев С. Структура налоговой службы: время исправлять ситуацию // Экономика и жизнь. 2004. № 12.

Пепеляев С.Г. Актуальные проблемы законодательства и правопри менительной практики налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков // Правовые проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. М.: ВолтерсКлувер, 2006.

Каратаев А.С., Каратаева Е.Г. Теория налогового контроля и ее обусловленность особенностями налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков // Экономические науки. 2010. № 69. С. 153–156.

Каратаев А.С. Налоговая политика государства в отношении крупней ших налогоплательщиков // Инновационное развитие экономики. 2011. № 2. С. 23–32.

Айтхожина Г.С. Особенности планирования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 1.С. 190–192.

Белугина М.В. Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков: проблемы, пути совершенствования // Инновационное развитие экономики. 2015. № 5 (29). С. 27–30.

Струкова Л.А. Проблемы налогового администрирования крупнейших на логоплательщиков // Actualscience. 2016. Т. 2, №. 11. С. 269–271.

Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Налоговый контроль применения трансфертных цен крупнейшими налогоплательщиками: актульны ли изменения правил? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 2. С. 112–119.

Новосёлов К.В. Консолидированные группы налогоплательщиков. Кто они? // Налоговая политика и практика. 2012. № 1. С. 34–39.

Королева Л.П. Роль консолидированной группы налогоплательщиков в обеспечении инновационного прорыва: быть или не быть // Journal of Tax Reform. 2015. Т. 1, №. 2-3. С. 177–193.

Ильин В. А., Поварова А. И. Недостатки налогового администрирования крупного бизнеса и их влияние на региональные бюджеты // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 1. С. 25–37.

Тошматов Ш.А, Маматраемов Б.О. Трансферт нархларни шакллантириш усуллари ва солиқ назоратини амалга ошириш хусусиятлари //Бюджет, солиқ ва пенсия тизимларида акселератор механизмларини такомиллаштириш. I республика молиячилар форумининг мақолалар тўплами/ Тошкент: БФА «Молия» нашриёти, 2019. 56-62 б.

Tashmuradova, B. Prof. (2020) "Key innovations in the mechanism of value added tax, features of application and some problems," International Finance and Accounting: Vol. 2020 : Iss. 3 , Article 14.

Islamkulov A.Kh. Fiscal policy aimed at ensuring the equivalency of the budget in the medium term in Uzbekistan. Open Access Peer-reviewed Journal Science Review 9(26), November 2019. – Pp.3-6. https://doi.org/10.31435/rsglobal_sr

Benon, O.P., Baer, K., & Toro, J. (2002). Improving large taxpayers' compliance: a review of country experience. International Monetary Fund.

Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 7 февралдаги ПФ-4947-сон “Ўзбекистон Республикасини янада ривожлантириш бўйича Ҳаракатлар стратегияси тўғрисида”ги фармони. Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2017 й., 6-сон, 70-модда, 20-сон, 354-модда, 23-сон, 448-модда, 37-сон, 982-модда; 01.05.2021 й., 06/21/6217/0409-сон

Ўзбекистон Республикаси Президентининг “Ўзбекистон Республикасининг солиқ сиёсатини такомиллаштириш концепцияси тўғрисида”ги фармони. Қонун ҳужжатлари маълумотлари миллий базаси, 30.06.2018 й., 06/18/5468/1420-сон; 11.12.2019 й., 06/19/5892/4134-сон, 14.12.2019 й., 06/19/5894/4161-сон; 19.03.2020 й., 06/20/5968/0331-сон.

Ўзбекистон Республикаси Президентининг “Солиқ маъмуриятчилигини такомиллаштириш бўйича қўшимча чора-тадбирлар тўғрисида” қарори. Қонун ҳужжатлари маълумотлари миллий базаси, 11.07.2019 й., 07/19/4389/3409-сон

Ўзбекистон Республикаси 2019 йил 9 декабрдаги ЎРҚ-589-сон «2020 йил учун Ўзбекистон Республикасининг Давлат бюджети тўғрисида»ги Қонуни. Қонун ҳужжатлари маълумотлари миллий базаси, 10.12.2019 й., 03/19/589/4126-сон; 21.04.2021 й., 03/21/683/0375-сон

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Давлат солиқ хизмати органлари фаолиятини янада такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида” 320-сонли қарори. Қонун ҳужжатлари маълумотлари миллий базаси, 17.04.2019 й., 09/19/320/2958-сон; 23.11.2019 й., 09/19/943/4066-сон; 11.06.2021 й., 09/21/363/0549-сон, 22.09.2021 й., 09/21/595/0900-сон

Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитасининг “Юридик шахсларни йирик солиқ тўловчилар тоифасига киритишнинг мезонларини белгилаш тўғрисидаги низомни тасдиқлаш ҳақида”ги қарори. Қонун ҳужжатлари маълумотлари миллий базаси, 12.07.2019 й., 10/19/3172/3414-сон; 10.01.2020 й., 10/20/3172-1/0045-сон; 28.07.2021 й., 10/21/3313/0724-сон

https://soliq.uz/ - Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитаси расмий саҳифаси.

https://openbudget.uz - Фуқаролар учун бюджет. 2021.