О ИНТОНАЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПОПУЛЯРНЫХ УЗБЕКСКИХ МАССОВЫХ ЭСТРАДНЫХ ПЕСЕН 1990-х гг

Авторы

  • Мулладжанов Давлат Мавланович

Ключевые слова:

национальная культурная ценность, общественное сознание, интонационный словарь эпохи, национальная интонация, семантика, эстрада, эстрадная песня, исполнитель, профессиональное мастерство, любитель, композитор

Аннотация

В данной статье в ракурсе национальных культурных ценностей рассматриваются интонационные основы популярных песен, исполнявшиеся на узбекской эстраде 1990-х годов, а также изложены научные доводы о том, что общепризнанные в узбекском музыкознании национальные инотонационные образцы являются ценным источником мелодики эстрадных песен.

Библиографические ссылки

Вахидов С. Эстрадная песня // Узбекская музыка насовременном этапе. – Т.: ГИЛИ им. Г.Гуляма. 1977. – 31-37 с.

Беков О. Современная узбекская эстрадная песня в контексте музыкальной культуры Узбекистана, Т.: СИТИ. М[м]Б-42 №9311994. – С. 27.

Обидова Л. Ўзбекистоннинг оммабоп гуруҳлари. // Шарқ тароналари Халкаро фестивали йўлдоши. 1997. №3.-9 б.

Абдрахман Г. Современное самодеятельное песнетворчество в Казахской музыкальной культуре. – Алматы: Фонд Сорос – Казахстан. 2002. – С. 38.

Абдуллаев Р. Обрядовая музыка Центральной Азии. – Т.: Фан. 1994. – 135 с.

Акбаров И. Узбекская народная музыка. // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. – Т.: Издательство художественной литературы УзССР. 1961.

Асафьев Б. О русской песенности. Избранные труды в 5 т. – М.: Издательство Академии наук СССР. 1955.163-200.

Махсус адабиётларда бу ўринда “модель”, “формула”, “попевка” “оҳанг стереотипи” каби атамалар ҳам қўлланилаган.

Асафьев Б. Советская музыка и музыкальная культура. Избранные труды т. 5.

Азимова О. Вопросы синтаксиса восточной монодии. – Т.: Фан. 1989.

Азимова О. Вопросы синтаксиса восточной монодии: К истории его становления и развития. – Т.: Фан. 1998.

Бордюг Н. Черты интонационного процесса в современной узбекской музыке // Музыкальный современник. Вып. I. – М.: Советский композитор. 1973. стр. 187-190.

Гафурбеков Т. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества. – Т.: Фан. 1984.

Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии их преломление в узбекской советской музыке. – Т.: Фан. 1987.

Земцовский И. Б.В.Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки // Критика и музыкознание. Вып. 2. – Л.: Музыка. 1980. стр. 184-197.

Иброҳимов О. Ўзбек халқ мусиқаси. I жилд. – Т.: Ибн Сино нашриёти. 1994.

Коваль Л. Интонирование узбекской традиционной музыки. - Т.: Фан. 1990. С. 37.

Кароматов Ф. Хамза Хаким-заде Ниязи и узбекская советская музыка. Т.: ГИЛИ им. Г. Гуляма. 1959.

Кароматов Ф. Основные черты музыкального строения узбекских народных песен // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. – Т.: Издательство художественной литературы УзССР. – 1961.

Кароматов Ф. Ўзбек халқи музика мероси XX асрда. т. II. – Т.: Ғ.Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти. 1985. 5-6 бб.

Салимова Л. Элементы формульности в свадебных песнях // Материалы Межреспубликанской научно-теоретической конференции: Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана. – Т.: ГИЛИ им. Г. Гуляма. 1977.

Салимова Л. О системе жанров узбекской народной музыки // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных культур. – Т.: ГИЛИ им. Г.Гуляма. 1982.

Сохор А. Интонация. // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т.II М.: Советская энциклопедия. 1974.

Тоштемиров Н. Жиззах вилояти ўзбек халқ қўшиқчилиги. Номзодлик диссертация. Т.: СИТИ. М[м]Т-25. 1993. 57 б.

Юнусов Р. Жаҳон андозаларидаги мусиқий қадриятларимиз. // Musiqa. Тошкент давлат консерваториясининг ҳар ойлик газетаси. 1998. №8-9 – 1 б.

Юнусов Р. Макомы и мугамы (к типологии жанров узбекской и азербайджанской профессиональной монодии). – Т.: Фан. 1992. 59-60 стр.

Янов-Яновская Н.С. Большие заботы малого жанра или еще раз о песне. // Ж. Советская музыка. 1979. №12. 19-23.

Бу ўринда юнонча “кризис” сўзи ҳам айнан оҳанг тизимида жиддий бурилиш, кескин ўзгариш маъносининг ифодаси учун қўллангандир.

Янов-Яновская Н. О современном этапе развития узбекской музыкальной культуры. // Ж. Общественные науки в Узбекистане. 1992. № 5-6.

Бу ўринда “рақс” тушунчаси жадаллашган (урғуланган – beat) ритмлар натижасида юзага келувчи енгил “тан ўйини” маъносида қўлланди.

Загрузки

Опубликован

2024-06-23