О ИНТОНАЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПОПУЛЯРНЫХ УЗБЕКСКИХ МАССОВЫХ ЭСТРАДНЫХ ПЕСЕН 1990-х гг
Ключевые слова:
национальная культурная ценность, общественное сознание, интонационный словарь эпохи, национальная интонация, семантика, эстрада, эстрадная песня, исполнитель, профессиональное мастерство, любитель, композиторАннотация
В данной статье в ракурсе национальных культурных ценностей рассматриваются интонационные основы популярных песен, исполнявшиеся на узбекской эстраде 1990-х годов, а также изложены научные доводы о том, что общепризнанные в узбекском музыкознании национальные инотонационные образцы являются ценным источником мелодики эстрадных песен.
Библиографические ссылки
Вахидов С. Эстрадная песня // Узбекская музыка насовременном этапе. – Т.: ГИЛИ им. Г.Гуляма. 1977. – 31-37 с.
Беков О. Современная узбекская эстрадная песня в контексте музыкальной культуры Узбекистана, Т.: СИТИ. М[м]Б-42 №9311994. – С. 27.
Обидова Л. Ўзбекистоннинг оммабоп гуруҳлари. // Шарқ тароналари Халкаро фестивали йўлдоши. 1997. №3.-9 б.
Абдрахман Г. Современное самодеятельное песнетворчество в Казахской музыкальной культуре. – Алматы: Фонд Сорос – Казахстан. 2002. – С. 38.
Абдуллаев Р. Обрядовая музыка Центральной Азии. – Т.: Фан. 1994. – 135 с.
Акбаров И. Узбекская народная музыка. // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. – Т.: Издательство художественной литературы УзССР. 1961.
Асафьев Б. О русской песенности. Избранные труды в 5 т. – М.: Издательство Академии наук СССР. 1955.163-200.
Махсус адабиётларда бу ўринда “модель”, “формула”, “попевка” “оҳанг стереотипи” каби атамалар ҳам қўлланилаган.
Асафьев Б. Советская музыка и музыкальная культура. Избранные труды т. 5.
Азимова О. Вопросы синтаксиса восточной монодии. – Т.: Фан. 1989.
Азимова О. Вопросы синтаксиса восточной монодии: К истории его становления и развития. – Т.: Фан. 1998.
Бордюг Н. Черты интонационного процесса в современной узбекской музыке // Музыкальный современник. Вып. I. – М.: Советский композитор. 1973. стр. 187-190.
Гафурбеков Т. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества. – Т.: Фан. 1984.
Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии их преломление в узбекской советской музыке. – Т.: Фан. 1987.
Земцовский И. Б.В.Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки // Критика и музыкознание. Вып. 2. – Л.: Музыка. 1980. стр. 184-197.
Иброҳимов О. Ўзбек халқ мусиқаси. I жилд. – Т.: Ибн Сино нашриёти. 1994.
Коваль Л. Интонирование узбекской традиционной музыки. - Т.: Фан. 1990. С. 37.
Кароматов Ф. Хамза Хаким-заде Ниязи и узбекская советская музыка. Т.: ГИЛИ им. Г. Гуляма. 1959.
Кароматов Ф. Основные черты музыкального строения узбекских народных песен // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. – Т.: Издательство художественной литературы УзССР. – 1961.
Кароматов Ф. Ўзбек халқи музика мероси XX асрда. т. II. – Т.: Ғ.Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти. 1985. 5-6 бб.
Салимова Л. Элементы формульности в свадебных песнях // Материалы Межреспубликанской научно-теоретической конференции: Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана. – Т.: ГИЛИ им. Г. Гуляма. 1977.
Салимова Л. О системе жанров узбекской народной музыки // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных культур. – Т.: ГИЛИ им. Г.Гуляма. 1982.
Сохор А. Интонация. // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т.II М.: Советская энциклопедия. 1974.
Тоштемиров Н. Жиззах вилояти ўзбек халқ қўшиқчилиги. Номзодлик диссертация. Т.: СИТИ. М[м]Т-25. 1993. 57 б.
Юнусов Р. Жаҳон андозаларидаги мусиқий қадриятларимиз. // Musiqa. Тошкент давлат консерваториясининг ҳар ойлик газетаси. 1998. №8-9 – 1 б.
Юнусов Р. Макомы и мугамы (к типологии жанров узбекской и азербайджанской профессиональной монодии). – Т.: Фан. 1992. 59-60 стр.
Янов-Яновская Н.С. Большие заботы малого жанра или еще раз о песне. // Ж. Советская музыка. 1979. №12. 19-23.
Бу ўринда юнонча “кризис” сўзи ҳам айнан оҳанг тизимида жиддий бурилиш, кескин ўзгариш маъносининг ифодаси учун қўллангандир.
Янов-Яновская Н. О современном этапе развития узбекской музыкальной культуры. // Ж. Общественные науки в Узбекистане. 1992. № 5-6.
Бу ўринда “рақс” тушунчаси жадаллашган (урғуланган – beat) ритмлар натижасида юзага келувчи енгил “тан ўйини” маъносида қўлланди.