НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Речь, ее развитие объединяет много факторов, это и биологические, и культурно-социальные. Сопряжено с уровнем высших корковых функций, а у детей параллельно идет с психологическим воспитанием и коммуникативной деятельностью. По литературной статистике последних лет, нарушение речи у детей достигает  20% из общей популяции, цифры увеличиваются с каждым годом, таким образом, проблемное нарастание ставит вопрос актуальным (1, 3, 5). Наиболее детально, на сегодняшний день изучены нейропсихологические аспекты становление речевой функции у детей. В норме, дети на первом этапе стараются понимать значение слов, затем благодаря мышлению, у ребенка развивается способность различить слова и их значения, и только потом, рождается функция речи, как навык высокого порядка (2, 6, 7). Следует учесть, что в реализации речевой функции имеет значение помимо корковых центров, но и межзональные связи, миелинизайция в постнатальном онтогенезе, а так же комиссуральная связь. Задержка речи считается патологической, в случае тяжелого отставания, хотя бы на два стандартных отклонения. Умственная отсталость задержки речи относится дополнительным, к общему отставанию задержки развития (4, 8, 10).

PDF (Ўзбекча)

Библиографические ссылки

Савельева Н.А. Нейропсихологические и нейрофизиологические основы речевого дизонтогенеза у детей (проспективное исследование). // Автореф.дис. к.м.н. Пермь-2015, 186 с.

Калашникова, Т.П. Лонгитюдное исследование когнитивных вызванных потенциалов у детей с моторной дисфазией/ Т.П. Калашникова, Г.В. Анисимов, H.A. Савельева //V Юбилейный Балтийский Конгресс по детской неврологии. —2015. — С. 174-175.

Румянцева М.В. Неврологические аспекты дислексии у детей. Дис. … к.м.н. 2006 г. 180 с.

Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г., Прусаков В.Ф. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей. Ж. практическая медицина, 1(66) апрель, 2013 г. С. 117-120

Джурабекова А.Т., Вoсеева У.Х., Джурабекова С.Т., Амонова З.К. Адекватная оценка факторов приводящих к речевому нарушению детей раннего возраста // Proceedings of Global Technovation 4th International Multidisciplinary Scientific Conference Hosted from Paris, France February 27th 2021, с. 167-170, https://conferencepublication.com

Докшина А.А., Мехрякова Т.И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. г. Пермь, январь 2013 г., с. 99-101

Abdullayeva N.N., Igamova S.S., Djurabekova A.T. Changes of psychomotor development in children with perinatal brain hypoxia // International Conference on Digital Society, Innovations & Integrations of Life in New Century, www.iejrd.com SJIF: 7.169, р. 1-4

Isanova S.T., Abdullaeva N.N., Djurabekova A.T., Muxtarova M.A. Cognitive changes in disorder of iron metabolism in adolescents with obesity. Journal of Biomedicine and Practice, 4(5) (2020).

Sadriddinovn, Asadova N., Djurabekova A.T., Igamova S.S. Clinical and electromyographic prediction of facial nerve neuropathy in children. Journal of Neurology and Neurosurgical Research 3.1 (2020).

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. — М.: Генезис, 2008. — 319 с.

Игамова С.С., Джурабекова А.Т., Шомуродова Д.С. Алгоритм ведения новорожденных с перинатальными поражениями нервной системы // Методические рекомендации. Ташкент, 2019.