ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТСКОГО СЛОВАРЯ И ПРОБЛЕМЫ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ

Авторы

  • Рахматова Зоира Хакназаровна

Ключевые слова:

дошкольное образование, учебные словари, лемма, лексический минимум, лексическая единица, ассоциативное пространство, первая ступень, лексикографическая семантизация

Аннотация

Создание известных в практике мировой образовательной лексикографии лексических минимумов ((word list, словник, лексический минимум) список слов, которые учащийся должен знать хотя бы для того, чтобы максимально использовать словарный запас определенного языка в процессе общения) при создании учебной деятельности дошкольников - теперь требование времени. В статье рассматривается постепенная смена слов в лексике дошкольников, формирование словарного запаса, самого необходимого для повседневного общения слова, лексических минимумов, которые играют важную роль в расширении мировоззрения, служат развитию их творческого мышления. Обсуждаются также принципы лексикографической семантизации и ее научно-логической, познавательной, удобной лексики изложения, демонстрации, общности, специфичности, последовательности, национальности, современности, дидактики, понятности, иерархичности.

Библиографические ссылки

Ўзбекистон Республикасининг “Мактабгача таълим ва тарбия тўғрисида”ги қонуни. 2019 йил 16 декабрь, ЎРҚ-595-сон / https://lex.uz/docs/4646908

Ўринбаева Д., Раҳимова М. Мактабгача ёшдаги болаларнинг ижодий тафаккурини шакллантириш усуллари. – Самарқанд, 2018. 120 бет. –Б. 6

Баҳриддинова Б.М. Боғча боласига луғат керак эмасми? “Маърифат” газетаси, 2018 йил 9 июн, № 46

Баҳриддинова Б.М. Ўзбекистонда ўқув луғатчилиги: лингвистик асослари, тарихи ва истиқболлари: Филол.фан... доктори (DSc) дисс. − Самарқанд. 2020., −252б., Б.–191.

Лексический минимум (минимальный лексического материал, необходимый для полноценного общения в рамках выбранных тем с учётом возраста ребёнка) https://rus4chld.pushkininstitute.ru/articles/min_leks_material.pdf

Лутфуллаева Д. Ассоциатив тилшунослик назарияси. Тошкент, MERIYUS, 2017. −140 б., Б.96-98

Илк қадам. Мактабгача таълим муассасасининг Давлат ўқув дастури. Тошкент – 2018 йил.

Miraziz A’zam. Ming bir so‘zni bilaman: Bolalar uchun rasmli izohli lug‘at.– Toshkent:

«O‘zbekiston milliy ensiklopediyasi» Davlat ilmiy nashriyoti, 2016. –200 b., Б –9, –137, –

, –145.

Йўлдошева Д.Н., Турсунова О.Ф. Мактаб ўқувчилари учун “Паронимларнинг изоҳли луғати”ни тузиш тамойиллари хусусида. БухДУ илмий ахбороти, 2014., 4-сон, – Б. 35- 40.

Amirov D.M., Atadjanov A.Y., Atadjanov D.Y., Ibragimov D.A., Rahimjonov Z.Y., Saidxo‘jayev S.S. Axborot-kommunikatsiya texnologiyalari izohli lug‘ati. Toshkent – 2010.

Загрузки

Опубликован

2021-10-28